Дополнительная общеразвивающая программа "Бумажная фантазия"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 45 «Огонек» города Калуги
(МБДОУ № 45 г. Калуги)

Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 45 г. Калуги
(протокол от 12.09.2019 г. № 1)

Утверждена
приказом МБДОУ № 45 г. Калуги
от 12.09.2019 г. № 53/17

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«БУМАЖНАЯ ФАНТАЗИЯ»
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Возраст обучающихся (воспитанников): 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Е.А. Мурашова,
воспитатель высшей
квалификационной категории

г. Калуга, 2019

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи реализации программы
1.3. Принципы формирования программы
1.4. Значимые для разработки и реализации программы возрастные и
индивидуальные особенности
1.5. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
2.2. Учебный план
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы
2.4. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
3. Организационный раздел
3.1. Комплексно-тематический план работы
3.2. Описание материально-технического обеспечения программы
3.3. Список литературы
Приложения:
1. Диагностический материал для оценки эффективности педагогических действий
2. Правила техники безопасности на занятиях кружка «Бумажная фантазия»

1.
1.1.

Целевой раздел
Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа (далее по тексту – программа)
реализуется в МБДОУ № 45 г. Калуги и предназначена для работы с детьми 4 – 5 лет.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных. Ребёнок познаёт окружающий мир с помощью манипуляций,
позволяющих ему узнать и изучить свойства предметов и объектов природы, при этом,
познавая и свои творческие способности. Одним из помощников ребёнка в этом
важнейшем для его развития деле является работа с бумагой.
Бумага – первый материал, из которого дети начитают что-либо мастерить,
создавать неповторимые изделия. Устойчивый интерес детей к бумаге обуславливается
ещё и тем, что данный материал даёт большой простор для творчества. С помощью
бумажного листа ребёнок может ощутить себя художником, дизайнером, конструктором.
В настоящее время есть множество разновидностей бумаги: цветная, белая, бархатная,
глянцевая, тонированная. Из бумаги можно изготовить различные украшения,
головоломки, игрушки, коробочки и многое другое.
Представленная программа имеет художественно-эстетическую направленность и
предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Она
построена по принципу усложнения различных методик выполнения изделий из бумаги и
картона с использованием разнообразных аппликационных техник: плоская и объёмная
аппликация, обрывная аппликация, техники «Бумажные комочки», «Пушистые комочки»,
«Бумажная петля», «Витая спираль», контурная и сплошная мозаика, оригами, квиллинг,
конструирование из картона.
Программа предусматривает формирование необходимых представлений, умений и
навыков у детей в процессе обучения, а также их развитие в свободной деятельности.
Разработано тематическое планирование занятий, используется уровневая система оценки
достижений обучающихся.
Актуальность данной программы в том, что она является комплексной по набору
техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной
творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя
мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие
способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует
творческое отношение к труду.
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально
интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративноприкладного творчества.
Педагогическая целесообразность программы – в возможности овладения
широким набором техник работы с бумагой, что позволяет развить в каждом ребёнке
стремление к художественному самовыражению и творчеству.

1.2.

Цель и задачи программы

Цель Программы – развитие творческих способностей детей 4 – 5 лет посредством
аппликационных техник.
Задачи:
1. Образовательные:
 Формировать умение передавать образ предметов, явлений окружающего мира
посредством плоской и объёмной аппликации.
 Учить детей основным приёмам аппликационных техник (обрывание, скручивание,
скатывание и т.д.).
 Учить детей работать с ножницами, соблюдать технику безопасности.
 Познакомить детей с основными геометрическими фигурами, научить их
преобразовывать.
 Познакомить детей с элементами конструирования из бумаги и картона, основами
квиллинга и оригами.
2. Развивающие:
 Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
 Развивать речевые навыки детей, творческую фантазию, эстетическое и цветовое
восприятие.
3. Воспитательные:
 Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, желание участвовать в создании
индивидуальных и коллективных работ.
 Воспитывать самостоятельность и творческий подход.
1.3. Принципы формирования программы
Программа
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, Конституции Российской
Федерации, законодательства Российской Федерации в сфере образования и с учетом
Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные
принципы:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства –
понимание детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких
условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот
период есть период подготовки к следующему периоду;
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, в
том числе родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников организации, и детей;
3. Уважение личности ребенка;
4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка.

Принципы дошкольного образования:
• Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация
дошкольного образования);
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Сотрудничество с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
• Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Дидактические принципы как основа обучения детей дошкольного возраста:
-

Принцип гуманизации и демократизации;
Принцип воспитывающего характера обучения;
Принцип развивающего обучения;
Принцип научности;
Принцип наглядности обучения;
Принцип доступности;
Принцип системности, последовательности и постепенности;
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка.

Работа с детьми строится на основе сотрудничества и партнерских отношений,
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, что соответствует
принципам личностно-ориентированной модели обучения. Педагог проявляет уважение к
результатам детского творчества, активно использует их для оформления группового
пространства, организации выставки в детском саду.
1.4.

Значимые для разработки и реализации программы
возрастные и индивидуальные особенности

Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые
определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество проявляется в виде импровизаций, создании
рисунков, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций и т.п. и
способствует развитию эстетического вкуса у ребёнка. Творчество создаёт также основу
для полноценного содержательного общения ребёнка со взрослым, положительно
сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Работа с бумагой в дошкольном возрасте способствует развитию художественных
способностей, мелкой моторики рук и носит терапевтический характер, благотворно влияя
на психику детей.

Для детей 4 – 5 лет характерно сосредоточение внимания на изготовлении нового
образа и доведение исполнительских навыков до автоматизма. Дошкольники проявляют
стремление к самостоятельности при решении поставленных задач.
Особое значение при проведении занятий имеет поддержка детской инициативы
посредством следующих методов и приемов:
 проведение занятий в игровой форме, использование дидактических игр,
карточек, схем и шаблонов;
 применение на занятиях таких приёмов, как: подражание, подглядывание,
подсказка;
 непосредственное общение педагога с каждым ребёнком, уважительное
отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям;
 повышение детской самооценки;
 создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
 создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
 практика выполнения коллективных работ, работ в парах; участие в
творческой
мастерской
совместно
с
родителями
(законными
представителями);
 осваивание новых аппликационных техник и применение их в свободной
деятельности;
 поощрение стремления детей к проявлению творчества, поддержка
самостоятельности детей; рассуждение вместе с ребенком, спокойное
реагирование на неуспех отдельных детей, поддержка чувства гордости
детей за свой труд;
 участие детей в выставках, развлечениях, конкурсах, праздниках;
 создание ситуации успеха для каждого ребенка.
До 7 лет у дошкольников активизируется самостоятельность мышления,
развивается
познавательный
интерес
и
любознательность,
гармонизируется
эмоционально-коммуникативная сфера,
расширяются возможности совместной
деятельности и общения.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
С целью определения эффективности педагогических действий проводится оценка
индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики в начале и конце
учебного года. Для этого используется методика по определению аппликационных
умений и навыков Е.Н. Удиной (материал методики приведен в Приложении).






В результате освоения данной программы ребёнок 4 – 5 лет:
знает основные геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
знает виды бумаги и её свойства;
умеет пользоваться ножницами, соблюдает технику безопасности при работе с
ножницами;
умеет складывать бумагу, скатывать её, обрывать, скручивать;
умеет вырезывать короткие и длинные полоски, круглую форму из квадрата,
овальную форму из прямоугольника;





умеет преобразовывать квадрат в треугольник, квадрат в прямоугольник,
прямоугольник в полоски;
умеет аккуратно наклеивать детали, точно ориентируется на листе бумаги;
умеет самостоятельно украшать готовое изделие дополнительными деталями.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы

Программа рассчитана на один год обучения, для детей среднего дошкольного
возраста, состоит из 64 занятий (8 занятий в месяц, по 2 занятия в неделю). У детей 4 – 5
лет занятие длится 20 минут. Все занятия проводятся во второй половине дня, в свободное
от образовательной деятельности время, в групповой форме.
Программа направлена на:
 знакомство детей с различными аппликационными техниками;
 приобретение навыков и умений работы с различными видами бумаги;
 развитие творческих способностей детей, фантазии, художественного вкуса;
 развитие мелкой моторики рук, координации их движений, глазомера;
 организацию детей в совместной деятельности с педагогам;
 стимулирование творческой активности, самостоятельности.
Занятия
по
данной
программе
организованы
с
использованием
здоровьесберегающих технологий и проблемного обучения, проводятся в отдельном
кабинете, с соблюдением структуры занятий.
Все занятия проводятся в игровой форме, в основе которых лежит творческая
деятельность самих детей. Поделки функциональны: ими можно играть, подарить друзьям
и родным.
Содержание программы основывается на основных праздниках Российской
Федерации: Новый год, день Защитника Отечества, Международный женский день.
В рамках реализации программы кружковой работы предполагается тесное
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников: участие
родителей (законных представителей) в занятиях и мастер-классах, подготовка
тематических консультаций, папок-передвижек, а также проведение родительских
собраний.
2.2. Учебный план

№
1.

2.

Наименование раздела

Всего
часов

Знакомство с работой 2 часа
кружка
«Бумажная
фантазия».
Правила
техники
безопасности.
Диагностическая методика 6
по Е.Н. Удиной «Запустим часов
рыбок
в
аквариум»,
«Бумажные превращения»,

В том числе
теория
практика
1 час
1 час

-

6 часов

Форма контроля
Наблюдение,
опрос

Наблюдение за
выполнением
задания,
обработка
диагностического

3.

«Картина в рамке».
Плоская аппликация

3 часа

-

3 часа

4.

Обрывная аппликация

1 час

-

1 час

5.

Техника
«Бумажный
комочек»
Техника
«Пушистый
комочек»
Техника
«Бумажная
петля»
Техника «Витая спираль»
Композиция из серпантина
и конфетти

3 часа

1 час

2 часа

материала.
Коллективное
обсуждение
работ
Наблюдение,
коллективное
обсуждение
работ
Выставка работ

3 часа

1 час

2 часа

Выставка работ

2 часа

-

2 часа

Выставка работ

2 часа
1 час

1 час
-

1 час
1 час

2 часа

-

2 часа

2 часа

4 часа

Выставка работ
Наблюдение,
коллективное
обсуждение
Наблюдение,
коллективное
обсуждение
Выставка работ

12. Конструирование
бумаги и картона
13. Техника
«Бумажные 3 часа
кулёчки»

1 час

5 часов

Выставка работ

1 час

2 часа

14. Оригами

7
часов
2 часа

2 часа

5 часов

Коллективное
обсуждение
работ
Выставка работ

-

2 часа

1 час

-

1 час

11
часов

1 час

10 часов

Выставка работ

1 час
1 час
1 час

-

1 час
1 час
1 час

Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ

6.
7.
8.
9.

10. «Сплошная мозаика»
11. Квиллинг

6
часов
из 6
часов

15. Техника торцевания
16. Аппликация с
использованием салфеток
17. Смешанные
аппликационные техники
18. Сюжетная аппликация
19. Ленточная аппликация
20. Накладная аппликация

Наблюдение,
коллективное
обсуждение
Коллективное
обсуждение

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы


По способу организации занятий используются следующие методы:
 Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
 Наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
 Практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).



По уровню деятельности детей программа реализуется в следующих методах:

 Объяснительно-иллюстративные – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
 Репродуктивные – обучающиеся по данной программе воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности;
 Частично-поисковые – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 Исследовательские – самостоятельная творческая работа воспитанников.


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на
занятии:
 Фронтальные – одновременная работа со всеми воспитанниками;
 Индивидуально-фронтальные
–
чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы;
 Индивидуальные – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.



Формы и методы контроля:
 Диагностическая методика по определению аппликационных умений и
навыков Е.Н.Удиной на начало и конец учебного года;
 Участие родителей (законных представителей) в совместной с детьми
деятельности;
 Участие детей в выставках, проводимых внутри дошкольного учреждения, и
в муниципальных конкурсах.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Задачи при организации работы
с родителями (законными представителями) воспитанников:






Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и
конструктивных способностей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных
представителей);
Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных
педагогических возможностях.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:

1. День открытых дверей кружка «Бумажная фантазия»;
2. Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников (законных
представителей) по художественно-эстетическому развитию детей;
3. Родительское собрание на тему «Аппликация как способ развития творческих
способностей ребёнка»;
4. Памятка для родителей (законных представителей) на тему «Техника безопасности
при работе с ножницами и клеем»;
5. Семинар-практикум на тему «Волшебная бумага»;
6. Консультации:
 «Ребёнок и аппликация»;
 «Обрывная аппликация как средство развития детей дошкольного возраста»;

«Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники оригами»
7. Папки-передвижки:
 «Объёмная аппликация»;
 «Аппликация для детей из геометрических фигур».
8. Мастер-класс для родителей (законных представителей) совместно с детьми:
 «Осень пришла» (техника обрывания бумаги);
 «Новый год! Новый год! Ребятишек ёлка ждёт!»
 «Цветы для мамы» (смешанные аппликационные техники)
9. Совместное участие детей и родителей (законных представителей) в выставках:
 Бумажные фантазии на тему «Осень, осень в гости просим!»;
 «В космос на бумажной ракете!»
10. Творческая мастерская совместно с родителями (законными представителями) на
тему «Лето красное пришло!»


3. Организационный раздел
3.1. Комплексно-тематический план работы
Месяц

Неделя

Октябрь

1 неделя

Раздел

Тема

Обрывная
аппликация

«Бумажная
фантазия»

Аппликация

«Давайте
познакомимся!»

Диагностика

«Рыбки в
аквариуме»

Диагностика

«Бумажные
превращения»
«Бумажные
превращения»
«Стоит в поле
теремок» (с
элементами
рисования)

2 неделя

Диагностика

3 неделя

Плоская
аппликация

Программное содержание
Познакомить детей с работой
кружка
«Бумажная
фантазия».
Выявить у детей навыки работы с
клеем. Развивать положительную
мотивацию к деятельности кружка,
мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать желание заниматься
ручным трудом.
Познакомить детей с разной
фактурой бумаги. Посредством
экспериментальной
деятельности
выявить свойства бумаги и занести
их на карту-схему. Развивать
эмоциональную сферу ребёнка.
Воспитывать желание работать в
коллективе.
Выявить у детей навыки работы с
ножницами;
умение
разрезать
бумагу
на
полоски
и
преобразовывать в геометрические
фигуры.
Развивать
самостоятельность и аккуратность.
Воспитывать
желание
довести
начатое дело до конца.
Выявить навыки работы с бумагой,
умение определять её свойства.
Выявить навыки работы с бумагой,
умение определять её свойства.
Учить детей работать с ножницами:
разрезать бумагу на длинные
полоски и собирать из них
сооружение. Развивать моторику рук.
Воспитывать самостоятельность и
аккуратность.

Плоская
аппликация

«Весёлые
медвежата»

Плоская
аппликация

«Рыбки в
аквариуме» (работа
в парах)

Обрывная
аппликация

Мастер-класс для
родителей
совместно с детьми
«Осень пришла»

Бумажные
комочки

Знакомство с
техникой
«Бумажные
комочки».
Продуктивная
деятельность
«Мороженое в
вафельном
стаканчике»
Продуктивная
деятельность
«Толстые
животики»

4 неделя

1 неделя

Ноябрь

Бумажные
комочки

2 неделя

3 неделя

Бумажные
комочки

«Фрукты и овощи в
корзине»

Пушистые
комочки

Знакомство с
техникой
«Пушистые
комочки».
«Цветные бусы»
Коллективная
работа «Как звери
готовились к зиме»

Пушистые
комочки

Учить детей вырезывать круг из
квадрата, нарезая квадраты из
полосок бумаги; разрезать круг
пополам.
Закрепить
основные
геометрические фигуры с детьми.
Развивать
воображение
и
творческие способности ребёнка.
Воспитывать интерес к созданию
любимого персонажа.
Продолжать учить детей разрезать
квадрат на два равных треугольника
и собирать из них рыбок. Развивать
чувство
композиции;
умение
договариваться при выполнении
работы.
Воспитывать
самостоятельность при выполнении
работы.
Учить
использовать
свойства
бумаги в творческой деятельности
совместно с родителями. Развивать
мелкую моторику рук, фантазию.
Воспитывать аккуратность.
Познакомить детей с техникой
«Бумажные
комочки».
Учить
скатывать
бумагу.
Развивать
координацию рук. Воспитывать
самостоятельность.

Продолжать учить детей скатывать
бумагу. Развивать мелкую моторику
и координацию рук. Воспитывать
самостоятельность и аккуратность
при выполнении работы.
Продолжать знакомить детей со
свойствами бумаги. Использовать
их в продуктивной деятельности.
Развивать
воображение.
Воспитывать самостоятельность и
аккуратность.
Познакомить детей с техникой
«Пушистые комочки».
Закрепить
навыки
работы с ножницами.
Воспитывать самостоятельность и
аккуратность.
Закрепить технику «Пушистые
комочки»
в
продуктивной
деятельности.
Учить
работать
сообща, распределяя обязанности
при работе. Развивать воображение,
фантазию, детскую инициативу.
Воспитывать самостоятельность и
аккуратность.

Пушистые
комочки

Коллективная
работа «Как звери
готовились к зиме»

Бумажная петля

Знакомство с
техникой
«Бумажная петля».
«Что за чудо,
просто диво!
Оперенья так
красивы»
«Что за чудо
петушок
золотистый
гребешок!»

4 неделя

Бумажная петля,
бумажные
комочки

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Бумажная петля

«Еловая веточка»

Бумажная петля,
бумажные
комочки

«В лесу родилась
елочка»

Бумажная петля,
бумажные
комочки

«В лесу родилась
елочка»

Витая спираль

«Во поле берёзка
стояла»

Витая спираль

Знакомство с
техникой «витая
спираль».
«Здравствуй,
Дедушка Мороз!»

Закрепить технику «Пушистые
комочки»
в
продуктивной
деятельности.
Учить
работать
сообща, распределяя обязанности
при работе. Развивать воображение,
фантазию, детскую инициативу.
Воспитывать самостоятельность и
аккуратность.
Познакомить детей с техникой
«Бумажная
петля».
Развивать
мелкую моторику рук, умение
слушать взрослого. Воспитывать
самостоятельность.
Закрепить
умение
детей
изготавливать пушистый комочек,
комбинируя
его
с
техникой
«Бумажная
петля».
Развивать
мелкую моторику рук, воображение.
Воспитывать самостоятельность при
выполнении работы.
Учить изготавливать еловую веточку,
используя
технику
«Бумажная
петля». Развивать мелкую моторику
рук, воображение. Воспитывать
самостоятельность
Продолжать закреплять умения детей в
нарезании полосок и изготавливать
из них предмет – ёлку. Учить
изготавливать бантики из полосок
бумаги для украшения ёлки.
Развивать моторику рук детей,
эстетический вкус. Воспитывать
самостоятельность при выполнении
работы.
Продолжать закреплять умение
детей
нарезать
полоски
и
изготавливать из них предмет –
ёлку. Учить изготавливать бантики
из полосок бумаги для украшения
ёлки. Развивать моторику рук детей,
эстетический вкус. Воспитывать
самостоятельность при выполнении
работы.
Продолжать учить детей нарезать
тонкие
полоски
бумаги
и
накручивать их на карандаш.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать
самостоятельность,
целеустремлённость.
Продолжать учить детей нарезать
тонкие
полоски
бумаги
и
накручивать их на карандаш.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать
самостоятельность,
целеустремлённость.

4 неделя

Использование
конфетти и
серпантина

Бумажные
фантазии «Пейзаж
из конфетти и
серпантина»

Смешанные
техники

Совместная работа
с родителями
(законными
представителями)

«Новый год! Новый
год! Ребятишек
ёлка ждёт!»

1 неделя

Январь

2 неделя

Накладная
аппликация

«Зимняя сказка»

Ленточная
аппликация

Весёлый хоровод

Сплошная
мозаика

«Снеговик,
снеговик, храбрый
снежный
почтовик…» (с
элементами
рисования)
«Аленький
цветочек»

Сплошная
мозаика

3 неделя

4 неделя

Квиллинг

Знакомство с
техникой
«Квиллинг».
«Будем занакомы!»

Квиллинг

Путешествие в
сказку «Как
медвежонок
научился летать» с
элементами
рисования.

Квиллинг

«Гусеница»

Учить
выкладывать
мозаику,
используя подручные средства;
применять
технику
«Витая
спираль».
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Воспитывать
целеустремлённость
и
самостоятельность, аккуратность.
Закрепить
использование
аппликационных
техник
в
продуктивной
деятельности,
в
совместной работе с родителями
(законными
представителями).
Развивать сплоченные семейные
взаимоотношения,
фантазию
и
воображения.
Воспитывать
желание закончить начатое дело.
Учить детей из простых частей
собирать целую картину. Развивать
внимание, мышление, творчество,
фантазию.
Воспитывать
самостоятельность.
Продолжать
учить
складывать
бумагу
в
несколько
слоёв,
дорисовывать образ, вырезывать
его.
Закреплять
умение
использовать
ножницы.
Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
Учить обрывать бумагу на мелкие
кусочки. Развивать фантазию и
воображение
при
рисовании
сюжета.
Воспитывать
желание
закончить начатое дело.
Продолжать учить детей обрывать
бумагу и заполнять весь контур.
Развивать фантазию и воображение
при
рисовании.
Воспитывать
самостоятельность и аккуратность.
Познакомить детей с квиллингом и
основными приёмами скручивания
бумаги. Развивать мелкую моторику
рук.
Воспитывать
самостоятельность
и
целеустремлённость.
Продолжать учить детей скручивать
бумагу
в
технике
квиллинг.
Развивать мелкую моторику рук;
фантазию и воображение при
рисовании.
Воспитывать
самостоятельность,
целеустремленность.
Продолжать учить детей скручивать
бумагу
в
технике
квиллинг.
Развивать мелкую моторику рук;
фантазию
и
воображение.
Воспитывать
самостоятельность,
целеустремленность.

1 неделя

Квиллинг

«Рыбки в
аквариуме»

Квиллинг

Итоговая работа
«Сказочная птица»

Продолжать учить детей скручивать
бумагу
в
технике
квиллинг.
Развивать мелкую моторику рук;
фантазию
и
воображение.
Воспитывать
самостоятельность,
целеустремленность.
Закреплять умение детей скручивать
бумагу
в
технике
квиллинг.
Развивать

Квиллинг

Итоговая работа
«Сказочная птица»

Развивать

Февраль

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Смешанные
техники.
Конструирование
из бумаги и
картона

«Бравый солдатик»

Конструирование
из бумаги и
картона

«Гвардейская
открытка»

Конструирование
из бумаги и
картона: игрушки
из конуса

Знакомство с
«весёлым
конусом».
«Колпачок»

Конструирование
из бумаги и
картона. Конус

«Лисичкасестричка»

Конструирование
из картона и
бумаги: конус.
Бумажная петля

«Лев – царь зверей»

Бумажный
кулёчек

Знакомство с
техникой
«Бумажный
кулёчек». «Меж
соснами, меж
ёлками лежит
мешок с иголками»

мелкую

моторику

рук,

фантазию
и
воображение.
Воспитывать самостоятельность и
аккуратность.
Закрепить умение детей скручивать
бумагу
в технике квиллинг.
мелкую

моторику

рук,

фантазию
и
воображение.
Воспитывать самостоятельность и
аккуратность.
Учить изготавливать подарок к
празднику 23 февраля в различных
аппликационных
техниках.
Развивать мелкую моторику рук,
самостоятельность.
Воспитывать
желание сделать приятное родным.
Учить детей создавать образ
открытки, вырезывать элементы для
украшения. Учить комбинировать
изученные
детьми
техники.
Развивать фантазию и творческие
способности. Воспитывать желание
сделать приятное своим родным.
Познакомить
детей
с
геометрическим телом – конус.
Учить детей конструировать из
конуса, изготавливать колпачок.
Развивать фантазию и воображение.
Закрепить работу с ножницами.
Воспитывать самостоятельность и
аккуратность.
Учить изготавливать конус и
превращать его в лису. Закреплять
технику безопасности при работе с
ножницами.
Воспитывать
целеустремленность
и
самостоятельность.
Учить
комбинировать
аппликационные
техники
с
художественным
конструированием.
Развивать
воображение.
Воспитывать
самостоятельность и аккуратность.
Познакомить
детей
с
техникой
«Бумажный кулёчек» и способом её

изготовления. Развивать мелкую
моторику
рук.
Воспитывать
самостоятельность и аккуратность
при выполнении работы.

1 неделя

Март

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Смешанные
аппликационные
техники

Мастер-класс для
детей и их
родителей
(законных
представителей).
«Цветы для мамы»

Смешанные
аппликационные
техники

«Солнышко
лучистое
улыбнулось весело»

Бумажные
кулёчки

Коллективная
работа «Поляна
цветов»

Бумажные
кулёчки

Коллективная
работа «Поляна
цветов»

Оригами

«Путешествие по
городу оригами»

Оригами

«Игрушки»

Оригами

«Заюшкина
избушка»

Оригами

«Заюшкина
избушка»

Закреплять умение детей создавать
композицию, применять различные
аппликационные
техники.
Закреплять
навыки
работы
с
ножницами.
Продемонстрировать
родителям (законным представителям)
умения детей. Продолжать работу по
сплочению детского коллектива и
коллектива родителей (законных
представителей). Воспитывать у детей
желание сделать приятное для своей
мамы.
Закрепить
умение
применять
различные
аппликационные
техники. Развивать фантазию и
воображение
при
рисовании
сюжета.
Воспитывать
самостоятельность и аккуратность
при выполнении работы.
Продолжать
учить
детей
изготавливать бумажные кулёчки и
собирать из них цветы. Развивать
мелкую моторику рук, фантазию и
воображение.
Учить
детей
договариваться при работе в
коллективе.
Воспитывать
самостоятельность и аккуратность.
Продолжать
учить
детей
изготавливать бумажные кулёчки и
собирать из них цветы. Развивать
мелкую моторику рук, фантазию и
воображение.
Учить
детей
договариваться при работе в
коллективе.
Воспитывать
самостоятельность и аккуратность.
Познакомить детей с японским
искусством оригами. Развивать
ручную умелость и умение слушать
взрослого.
Воспитывать
самостоятельность при выполнении
задания.

Учить
складывать
бумагу,
используя
схемы-карты.
Развивать
моторику
рук.
Воспитывать самостоятельность
и умение слушать.
Продолжать
учить
детей
складывать бумагу, четко следуя
инструкции. Развивать моторику
рук
детей.
Воспитывать
самостоятельность
при
выполнении работы.
Продолжать
учить
детей
складывать бумагу, четко следуя
инструкции. Развивать моторику
рук
детей.
Воспитывать
самостоятельность
при
выполнении работы.

Смешанные
техники

1 неделя
Конструировани
е из бумаги и
картона

Оригами

Апрель

2 неделя Оригами

Торцевание по
контуру

3 неделя Плоское
торцевание

Аппликация с
использованием
салфеток
4 неделя

«Разные планеты» Закрепить
применение
различных
аппликационных
техник
в
изготовлении
композиции. Развивать моторику
рук, фантазию и воображение.
Воспитывать самостоятельность
и аккуратность.
«Ракета»
Учить изготавливать поделки ко
дню космонавтики. Развивать
творческие способности детей;
познавательный
интерес.
Воспитывать желание доводить
начатое дело до конца.
«Стаканчик»
Продолжать
учить
делать
поделки из бумаги, следуя
инструкции. Закрепить навыки
работы с ножницами, при
украшении изделия. Развивать
фантазию
и
воображение.
Воспитывать самостоятельность
и аккуратность.
Работа в парах
Продолжать
учить
детей,
«На морском дне» используя
карты-схемы,
изготавливать поделки в стиле
оригами. Учить детей работать в
паре, договариваться. Развивать
фантазию и воображение при
изготовлении
совместной
композиции.
Воспитывать
самостоятельность.
Знакомство с
Учить детей торцеванию по
техникой
контуру.
Развивать
ручную
«торцевание по
умелость воспитывать умение
контуру».
слушать и самостоятельность.
«Цветы»
«Забавные
Познакомить
детей
с
животные»
плоскостным
торцеванием.
Учить заполнять весь контур.
Развивать
моторику
рук.
Воспитывать самостоятельность
и аккуратность.
«Садовые цветы» Продолжать
учить
детей
изготавливать
цветы
с
использованием
салфеток
в
знакомых
аппликационных
техниках. Развивать мелкую
моторику рук.
Воспитывать
самостоятельность
и
аккуратность.

Май

1 неделя

Диагностика

«Рыбки в
аквариуме»

Смешанные
аппликационные
техники

Открытка «Этот
день Победы,
порохом пропах!»

Смешанные
аппликационные
техники

Открытка «Этот
день Победы,
порохом пропах!»

Оригами

Играем в сказку
«Красная
шапочка»

2 неделя Сюжетная
аппликация

Диагностика
3 неделя

Диагностика
Смешанные
аппликационные
техники

4 неделя

Творческая
мастерская
совместно с
родителями «Лето
красное пришло!»
Картина в рамке
«Бумажные
превращения»
Картина в рамке
«Бумажные
превращения
Итоговая работа
«Ваза с цветами»

Выявить
умение
детей
использовать в работе ножницы;
разрезать бумагу на полоски;
вырезывать
основные
геометрические
фигуры
и
преобразовывать их. Развивать
творческие способности детей.
Воспитывать самостоятельность
и аккуратность.
Закрепить умение использовать
различные
аппликационные
техники
при
изготовлении
открытки. Развивать моторику
рук.
Воспитывать
самостоятельность
и
аккуратность.
Закрепить умение использовать
различные
аппликационные
техники
при
изготовлении
открытки. Развивать моторику
рук.
Воспитывать
самостоятельность
и
аккуратность.
Учить изготавливать из бумаги
«красную шапочку». Развивать
моторику рук, фантазию и
воображение при театрализации
сказки. Воспитывать артистизм.
Закрепить применять знакомые
аппликационные
техники
в
сюжетной аппликации. Развивать
фантазию,
воображение.
Воспитывать самостоятельность
и аккуратность.
Выявить навыки работы с
бумагой, умение применять ее
свойства.
Выявить навыки работы с
бумагой, умение применять ее
свойства.
Закреплять умение использовать
различные
аппликационные
техники
в
изготовлении
композиции. Развивать мелкую
моторику рук, фантазию и
воображение.
Воспитывать
самостоятельность
и
аккуратность.

Смешанные
аппликационные
техники

3.2.

Итоговая работа
«Ваза с цветами»

Закреплять умение использовать
различные
аппликационные
техники
в
изготовлении
композиции. Развивать мелкую
моторику рук, фантазию и
воображение.
Воспитывать
самостоятельность
и
аккуратность

Описание материально-технического обеспечения программы

1. Учебные и методические пособия (научная, специальная, методическая литература в
соответствии со списком литературы);
2. Дидактические материалы:
 инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;
 инструкционные карты сборки изделий по оригами;
 схемы создания изделий оригами;
 образцы изделий по нетрадиционным аппликационным техникам;
 альбом с фотографиями работ воспитанников;
 альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликации;
 таблицы рекомендуемых цветовых сочетаний;
 дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет», «Собери картинку»,
«Составь пейзаж».
3. Презентации: «Давайте познакомимся!» (День открытых дверей кружка «Бумажная
фантазия); «Квиллинг. Волшебство в бумажном завитке»;
4. Конспекты занятий, разработанные педагогом.
Перечень средств обучения и оборудование
Техническое обеспечение
Мебель

Материалы и инструменты

1.Мультимедиа-проектор (1 шт.)
2.Мультимедийный проигрыватель (1 шт.)
1.Столы детские
2.Стулья детские
3. Мольберт (1 шт.)
Картон цветной (30 шт.)
Картон белый (30 шт.)
Бумага цветная (45 шт.)
Бумага цветная двусторонняя (30 шт.)
Ножницы детские (15 шт.)
Клей
Гуашь (10 шт.)
Бумага белая формата А4 (5 уп.)
Ватман (10 шт.)
Кисточки в наборе (15 шт.)
Бумага формата А3 (1 уп.)
Подставки под кисточки (10 шт.)
Бархатная бумага (10 шт.)
Баночки-непроливайки (15 шт.)
Салфетки (24 шт.)

3.3.











Список используемой литературы

Агапова И., Давыдова М. Аппликация. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009.
Агапова И., Давыдова М. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. – М.: ООО ИКТЦ
«Лада», 2010.
Васина Н.С. Бумажные чудеса. – М.: АЙРИС – пресс, 2015.
Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
Долженко Г. И., 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2011.
Долженко Г. И. Поделки из бумаги. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.
Долженко Г.И. Поделки из бумаги: первые шаги. – Ярославль: ООО «Академия
развития», 2011.
Зайцева А.А., Искусство квиллинга: магия бумажных лент. – М.: Эксмо, 2013.
Нагибина М.И. Волшебная бумага. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.\
Удина Е.Н. Диагностика по определению аппликационных умений и навыков у детей
дошкольного возраста // Молодой учёный. – 2017. - № 15. – с.645 – 650.

ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Диагностика эффективности педагогических действий
Для определения эффективности педагогических действий проводится
педагогическая диагностика освоения программы каждым воспитанником по методике
Е.Н. Удиной.
Данная методика включает в себя задания для детей от 4 до 5 лет и проводится в
начале и в конце учебного года. Целью методики является установление начального и
сформированного уровней аппликационных умений и навыков, а также контроль за
усвоением детьми материала, выявление эффективности отдельных методических
приёмов, определение перспектив дальнейшей работы с детьми.
Обследование может проводиться индивидуально с 2 – 3 детьми или с подгруппой
(в зависимости от содержания занятия). Важно обеспечить такую организацию
обследования, чтобы дошкольники не повторяли аппликационные работы друг друга.
Задание 1. Направлено на выявление навыков и умений работы с ножницами и
владение техникой вырезания изображений.
Игровое упражнение «Запусти рыбок в аквариум».
Показателями выступают следующие умения и навыки:
 знание правил работы с ножницами;
 навыки резания по прямой (короткие, длинные полоски);
 навыки вырезания круглой формы из квадратов и овальной формы из
прямоугольников;
 навыки преобразования одних геометрических фигур в другие (квадрат в
треугольники, прямоугольник — в полоски, квадрат в прямоугольники и т.
п.);
 умения создавать из этих фигур изображения разных предметов или
декоративные композиции;
 навыки аккуратного вырезания и наклеивания полученных изображений;
 самостоятельность при выполнении задания;
 точная ориентация на плоскости.
Каждый показатель оценивается в 2 балла. Высшая оценка — 16 баллов.
Выделяются критерии оценки:
Ребенок получает 2 балла, если знает и придерживается правил работы с
ножницами, имеет отработанные технические навыки и умения и проявляет инициативу и
самостоятельность при выполнении задания.
Ребенок получает 1 балл, если не всегда соблюдает правила работы с ножницами,
частично сформировано умение правильно держать ножницы, навыки и умения резания
ножницами сформированы не до конца; нуждается в помощи педагога при выполнении
задания.
Ребенок получает 0 баллов, если не знает и не соблюдает правила работы с
ножницами, навыки вырезания не сформированы, навыки наклеивания готового
изображения не усвоены.
Высокий уровень – 11 – 16 баллов
Средний уровень – 7 – 10 баллов
Начальный уровень – 0 – 6 баллов.
Полученные данные заносятся в диагностическую таблицу (см. Таблица 1).

Таблица 1.

Уровень

Средний показатель

Точность

Аккуратность

Самостоятельность

Вырезывание форм путём
срезания углов
Вырезывание круглой и
овальной формы из квадрата и
прямоугольника
Знание и умение работать с
ножницами

Разрезание по прямой с
продвижением

Разрезание по прямой

Имя ребёнка

Диагностическая карта аппликационных умений и навыков
у детей среднего возраста

Свойство 9

Свойство 8

Свойство 7

Свойство 6

Свойство 5

Свойство 4

Свойство 3

Свойство 2

Свойство 1

Имя ребенка

2 задание. Данное упражнение направлено на выявление у детей навыков работы с
бумагой (рвать, мять, шуршать, скатывать в комочек, сгибать, отрывать кусочки бумаги и
т.п).
Игровое упражнение «Бумажные превращения»
За правильное самостоятельное определение одного свойства бумаги ребенок
получает 1 балл, за неправильно определенное свойство – 0 баллов. В сумме высшая
оценка – 9 баллов. Полученные данные заносятся в диагностическую карту определения
аппликационных навыков и умений (см. Таблица 2).
Таблица 2.
Диагностическая карта определения аппликационных умений и навыков

Анализ умений и навыков действий ребенка осуществляется по следующим
показателям:
 знает свойства бумаги;
 умеет совершать различные действия с бумагой;
 устанавливает различия и сходство свойств бумаги (например, мягкая –
легко сминается, рвется, сгибается…)
Высокий уровень – 6 – 9 баллов
Средний уровень – 4 – 5 баллов
Низкий уровень – 0 – 3 балла.

2. Правила техники безопасности
на занятиях кружка «Бумажная фантазия»
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. Ножницы нужно хранить в сухом месте, чтобы избежать появления ржавчины на
лезвиях.
2. Нельзя резать что-либо на ходу и в движении: для любой работы необходимо
устойчивое рабочее место и сидячее положение.
3. Острые лезвия ножниц нельзя держать концами вверх.
4. Инструмент не следует оставлять в открытом виде.
5. Класть ножницы нужно так, чтобы они не свешивались с края стола или другой
рабочей поверхности.
6. При работе важно следить за пальцами свободной руки, чтобы не повредить их
движением лезвий.
7. Нельзя бегать с ножницами.
8. Передавать их следует кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия.
9. Не рекомендуется также резать краем лезвий, для этого лучше использовать их
середину.
10. Лучше всего оберегать ножницы от падения на пол. Это может привести к
повреждениям некоторых деталей и увеличению риска травмы.
Правила техники безопасности при работе с клеем:
Обращаться с клеем нужно очень осторожно. Клей ядовит!
Клей наносится на поверхность изделия только кистью.
Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, в глаза.
При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их большим количеством
воды.
5. При работе с клеем необходимо пользоваться салфеткой.
6. По окончании работы обязательно вымыть кисть и руки с мылом.
1.
2.
3.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».