рабочая программа корекционно-логопедической работы с детьми 5 - 6 лет с ТНР

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 45 «Огонек» города Калуги
(МБДОУ № 45 г. Калуги)

Принята на
педагогическом совете
МБДОУ № 45 г. Калуги
протокол № 1
от 31.08.2023 г.

Утверждена
приказом МБДОУ № 45 г. Калуги
№ 38/1 от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-логопедической работы
в старшей группе
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
на 2023-2024 учебный год

Составила:
учитель-логопед
Шишкина И.В.

Калуга, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ............................................................... 3
1.1.
Пояснительная записка ......................................................................... 3
1.1.1.
Цели реализации программы ................................................................ 3
1.1.2.
Принципы и подходы к формированию программы ........................... 4
1.1.3.
Общая характеристика программы ...................................................... 6
1.1.4.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями речи
1.1.5.
Описание ООП обучающихся с нарушениями речи ........................... 9
1.2.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы (Целевые
ориентиры)..................................................................................................... 11
1.3.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ......................................... 14
2.1. Основные направления работы .................................................................. 14
2.1.1.
Диагностическое направление ........................................................... 14
2.1.2.
Коррекционно-развивающее направление ........................................ 14
2.1.3.
Консультативное направление ........................................................... 15
2.1.4.
Просветительское (профилактическое) направление ....................... 16
2.1.5.
Организационно-методическое направление .................................... 16
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ .................................... 18
3.1.
Учебно-тематический план ................................................................ 18
3.2.
Система специальных условий реализации программы................... 23
ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................................. 24

8

12

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели реализации программы

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы с детьми 5 – 6 с тяжелыми нарушениями речи (далее –
Программа) составлена на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования и в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Данная
программа
позволяет
построить
систему
коррекционно-развивающей
работы
в
старшей
логопедической
группе
на
основе
полного
взаимодействия
и
преемственности
всех
специалистов
детского
учреждения
и
родителей дошкольников.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося от 5 до 6 лет с ТНР, с индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.














Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав
обучающихся дошкольного возраста от 5 до 6 лет с ТНР на получение доступного и качественного образования,
обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Задачи Программы:
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся от 5 до 6 лет с ТНР;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся от 5 до 6 лет с ТНР, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка от 5 до 6 лет с ТНР в период дошкольного
образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка от 5 до 6 лет с ТНР как субъекта
отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся от 5 до 6 лет с ТНР, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития
обучающихся от 5 до 6 лет с ТНР;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их
компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся от 5 до 6 лет с ТНР;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Основой
Программы
является
создание
оптимальных
условий
для
коррекционно
развивающей
работы
и
всестороннего
гармоничного
развития
детей
с
общим
недоразвитием
речи.
Это
достигается
за
счет
модификации
общеразвивающих
программ
и
всего
комплекса
коррекционно-развивающей
работы
в
логопедической
группе
с
учетом
особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа
позволяет
обеспечить
развивающее
обучение
дошкольников,
всестороннее
развитие
их
интеллектуально-волевых
качеств,
дает
возможность
сформировать
у
детей
все
психические
процессы
и
такие
личностные
качества,
как
креативность,
любознательность,
инициативность,
ответственность,
самостоятельность.
Одной
из
основных
задач
Программы
является
овладение
детьми
самостоятельной,
связной,
грамматически
правильной
речью
и
навыками
речевого
общения,
фонетической
системой
русского
языка,
элементами
грамоты,
что
формирует
готовность
к
обучению
в
школе.
Программой
предусмотрена
необходимость
охраны
и
укрепления
физического
и
психического
здоровья
детей,
обеспечения
эмоционального
благополучия
каждого
ребенка.
Так,
она
позволяет
формировать
оптимистическое
отношение
детей
к
окружающему,
что
дает
возможность
ребенку
жить
и
развиваться,
обеспечивает
позитивное
эмоционально-личностное
и
социальное
развитие.
Объем
учебного
материала
рассчитан
в
соответствии
с
возрастными
физиологическими
нормативами,
что
позволяет
избежать
переутомления
и
дезадаптации
дошкольников.
Для
каждой
возрастной
группы
предложено
оптимальное
сочетание
индивидуальной
и
совместной
деятельности
детей,
сбалансированное
чередование
специально
организованных
занятий
и
нерегламентированной деятельности; свободное время для
игр и отдыха детей выделено и
в первой, и во второй половинах дня.
Принципы построения Программы в соответствии с ФГОС ДО представлены в АОП ДО МБДОУ № 45 г. Калуги
стр. 5.
Главная
идея
заключается
в
реализации
общеобразовательных
задач
дошкольного
образования
с
привлечением
синхронного
выравнивания
речевого
и
психического
развития
детей,
то
есть
одним
из
основных
принципов
Программы
является
принцип
природосообразности.
Программа
имеет
в
своей
основе
также
принципы
систематичности
и
взаимосвязи
учебного
материала,
его
конкретности
и
доступности,
постепенности,
концентрического
наращивания
информации
в
каждой
из
последующих
возрастных
групп
по
всем
направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания
и
умения,
и
в
конечном
итоге
обеспечивает
поступательное
развитие.
Таким
образом,
выполнение
коррекционных,
развивающих
и
воспитательных
задач
обеспечивается
благодаря
комплексному
подходу
и
тесной
взаимосвязи
работы
специалистов
педагогического
и
медицинского
профилей.
Так,
взаимосвязь
в
работе
невролога
и
учителя-логопеда обеспечивают выбор адекватной коррекционной методики.
Реализация
принципа
комплексности
способствует
более
высоким
темпам
общего
и
речевого
развития
детей
и
предусматривает
совместную
работу
логопеда,
психолога,
музыкального
руководителя,
руководителя
физического
воспитания,
инструктора
ЛФК,
воспитателей.
Например,
работой
по
разделу
«Речевое
развитие»
руководит
учительлогопед,
а
другие
специалисты
планируют
свои
занятия
в
соответствии
с
его
рекомендациями.
В
работе
по
разделу
«Познавательное
развитие»
участвуют
воспитатели,
педагог-психолог,
учитель-логопед.
При
этом
педагог-психолог
руководит
работой
по
сенсорному
развитию
и
развитию
высших
психических
функций;
воспитатели
организуют
работу
по
ознакомлению
дошкольников
с
окружающим,
художественной
литературой,
по
развитию
временных,
пространственных
и
элементарных
математических
представлений,
осуществляют
руководство
работой
по
разделу
«Креативное
развитие».
В
этой
работе
участвует
также
музыкальный
руководитель,
осуществляющий
музыкальное
воспитание
детей
и
вместе
с
учителем-логопедом
проводящий
занятия
логоритмикой.
Воспитатели
руководят
работой
по
нравственному
и
трудовому
воспитанию,
а
все
остальные
специалисты
содействуют
им.
Работу
по
разделу
«Физическое
здоровье
и
развитие»
осуществляет
руководитель
физического
воспитания
в
зависимости
от
состояния
здоровья
и уровня физического развития детей.
Специфические принципы и подходы к формированию Программы обозначены в АОП ДО МБДОУ № 45 г.
Калуги стр. 6.

Таким
образом,
целостность
Программы
обеспечивается
между
разными
сферами
деятельности
ребенка,
взаимосвязью
участвующими в педагогическом процессе, и родителями дошкольников.

установлением
связей
между
специалистами,

Все
педагоги
следят
за
речью
детей
и
закрепляют
речевые
навыки,
сформированные
логопедом.
Кроме
того,
все
специалисты
под
руководством
логопеда
занимаются
коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним
процессов.
Основой
перспективного
и
календарного
планирования
коррекционной
работы
в
соответствии
с
требованиями
Программы
является
тематический
подход,
обеспечивающий
концентрированное
изучение
материала:
ежедневное
многократное
повторение,
—
что
позволяет
организовать
успешное
накопление
и
актуализацию
словаря
дошкольников
и
согласуется
с
задачами
всестороннего
развития
детей,
отражает
преемственность
в
организации
коррекционно-развивающей
работы
во
всех
возрастных
группах.
Лексический
материал
отбирается
с
учетом
этапа
коррекционного
обучения,
индивидуальных,
речевых
и
психических
возможностей
детей.
Концентрированное
изучение
материала
служит
эффективным
средством
установления
более
тесных
связей
между
специалистами,
так
как
они
работают
на
протяжении
недели
в
рамках
общей
лексической темы.
1.1.3. Общая характеристика программы
Главная
задача
рабочей
программы
заключается
в
реализации
общеобразовательных
задач
дошкольного
образования
с
привлечением
синхронного
выравнивания
речевого
и
психофизического
развития
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
(общим
недоразвитием
речи).
В
рабочей
программе
предусмотрена
необходимость
охраны
и
укрепления
физического
и
психического
здоровья
детей
с
тяжелой
речевой
патологией,
обеспечения
эмоционального
благополучия
каждого
ребенка.
Она
позволяет
формировать
оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и
развиваться,
обеспечивает
позитивное
эмоционально-личностное
и
социальнокоммуникативное
развитие.
Объем
учебного
материала
в
рабочей
программе
рассчитан
в
соответствии
с
возрастными
физиологическими
нормативами,
что
позволяет
избежать
переутомления и дезадаптации дошкольников. Основной формой работы в соответствии с рабочей программой
является
игровая
деятельность.
Все
коррекционно-развивающие
занятия
в
соответствии
с
рабочей
программой
носят
игровой
характер,
насыщены
разнообразными
играми
и
развивающими
игровыми
упражнениями.
В
соответствии
с
рабочей
программой
коррекционное
направление
работы
является
приоритетным,
так
как
целью
его
является
выравнивание
речевого
и
психофизического
развития
детей.
Все
педагоги
следят
за
речью
детей
и
закрепляют
речевые
навыки,
сформированные
учителем-логопедом.
Кроме
того,
все
специалисты
под
руководством
учителя-логопеда
занимаются
коррекционно-развивающей
работой,
участвуют
в
исправлении
речевого
нарушения
и
связанных
с
ним
процессов.
Осуществляя
педагогическую
деятельность
в
соответствии
с
рабочей
программой,
педагоги
под
руководством
учителя-логопеда
решают следующие задачи:
• охрана

жизни,
укрепление
физического
и
формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
• осуществление

необходимой
развитии воспитанников;
создание
саморазвития;
•

атмосферы

коррекции

эмоционального

недостатков
комфорта,

• обеспечение

познавательного,
речевого,
эстетического и физического развития детей;
• воспитание

гражданственности,
окружающей природе, Родине, семье;

уважения

психического
в

здоровья

физическом

условий

для

воспитанников,
и

самовыражения

социально-коммуникативного,
к

правам

и

свободам

психическом

человека,

и

художественнолюбви

к

взаимодействие
со
всеми
участниками
обеспечения полноценного развития воспитанников;
•

• воспитание

эмоциональной
проявлению гуманного отношения;

отзывчивости,

образовательных

способности

к

отношений

сопереживанию,

развитие
познавательной
активности,
любознательности,
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
•

с

целью

готовности

стремления

к
к

• пробуждение

творческой
активности
детей,
стимулирование
воображения,
желания
включаться в творческую деятельность. В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
• учет государственной политики;
• особенности контингента детей и кадрового состава группы;
• учет запроса родителей;
• особенности региона.
1.1.4. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями речи
Дети
с
речевыми
нарушениями
обычно
имеют
функциональные
отклонения в состоянии центральной нервной системы.

или

органические

Наличие
органического
поражения
мозга
обусловливает
то,
что
эти
дети
плохо
переносят
жару,
духоту,
езду
в
транспорте,
долгое
качание
на
качелях,
нередко
они
жалуются
на
головные
боли,
тошноту и
головокружения.
У
многих из
них выявляются
различные
двигательные
нарушения:
нарушения
равновесия,
координации
движений,
недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.
Такие
дети
быстро
истощаются
и
пресыщаются
любым
видом
деятельности
(т.е.
быстро
устают).
Они
характеризуются
раздражительностью,
повышенной
возбудимостью,
двигательной
расторможенностью,
не
могут
спокойно
сидеть,
теребят
что-то
в
руках,
болтают
ногами
и
т.п.
Они
эмоционально
неустойчивы,
настроение
быстро
меняется.
Нередко
возникают
расстройства
настроения
с
проявлением
агрессии,
навязчивости,
беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети
довольно
быстро
утомляются,
причем
это
утомление
накапливается
в
течение
дня
к
вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на
его
самочувствии.
Это
может
проявляться
в
усилении
головных
болей,
расстройстве
сна,
вялости
либо,
напротив,
повышенной
двигательной
активности.
Таким
детям
трудно
сохранять
усидчивость,
работоспособность
и
произвольное
внимание
на
протяжении
всего
урока.
Их
двигательная
расторможенность
может
выражаться
в
том,
что
они
проявляют
двигательное
беспокойство,
сидя
на
уроке,
встают,
ходят
по
классу,
выбегают
в
коридор
во
время
урока.
На
перемене
дети
излишне
возбудимы,
не
реагируют
на
замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке. Как правило, у таких детей отмечаются
неустойчивость
внимания
и
памяти,
особенно
речевой,
низкий
уровень
понимания
словесных
инструкций,
недостаточность
регулирующей
функции
речи,
низкий
уровень
контроля
за
собственной
деятельностью,
нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
1.1.5. Описание ООП обучающихся с нарушениями речи
Работой
по
образовательной
области
«Речевое
развитие»
руководит
учительлогопед,
а
другие
специалисты
подключаются
к
работе
и
планируют
образовательную
деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В
работе
по
образовательной
области
«Познавательное
развитие»
участвуют
воспитатели
и
учитель-логопед.
Учитель-логопед
помогает
воспитателям
выбрать
адекватные
методы
и
приёмы
работы
с
учётом
индивидуальных
особенностей
и
возможностей каждого ребёнка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными
специалистами
в
области
выступают
воспитатели
и
учитель-логопед
при
образовательного процесса подключаются к их работе.

«Социально-коммуникативное
условии,
что
остальные

развитие»
участники

В
образовательной
области
«Художественно-эстетическое
развитие»
участие
воспитатели,
музыкальный
руководитель
и
учитель-логопед,
берущий
часть работы по подготовке занятий по логопедической ритмике.
Работу
в
воспитатели
при
воспитанников.

образовательной
области
обязательном
подключении

«Физическое
всех
остальных

развитие»
педагогов

принимают
на
себя

осуществляют
и
родителей

В
логопедической
группе
коррекционное
направление
работы
является
приоритетным,
так
как
целью
его
является
выравнивание
речевого
и
психофизического
развитая
детей.
Все
педагоги
следят
за
речью
детей
и
закрепляют
речевые
навыки,
сформированные
учителем-логопедом.
Кроме
того,
все
специалисты
и
родители
дошкольников
под
руководством
учителя-логопеда
занимаются
коррекционноразвивающей
работой,
участвуют
в
исправлении
речевого
нарушения
и
связанных
с
ним
процессов.
По
заключению
ПМПК
(психолого-медико-педагогической
комиссии)
в
логопедическую
группу
для
детей
с
тяжёлыми
нарушениями
речи
(общим
недоразвитием
речи) МБДОУ № 45 г. Калуги зачислены дети с ТНР в количестве 15 человек в старшей группе.
Учебный
год
начинается
с
комплексного
обследования
речи
детей,
поступивших
в
логопедическую группу.
При
изучении
детей
принципы:
онтогенетический,
аномалии),
деятельностный
речевого и общего развития.

старшего
дошкольного
возраста
учитываются
этиопатогенетический
(учёт
симптоматики
(учёт
ведущей
возрастной
деятельности),

В
процессе
обследования
логопед
выявляет
речевой
аномалией,
сопоставляет
его
с
соотношение
дефекта
и
компенсаторного
фона,
видов деятельности.

объём
речевых
навыков
у
возрастными
нормативами,
коммуникативной
активности

следующие
речевой
взаимосвязь
ребёнка
с
определяет
и
других

При
выявлении
речевых
дефектов
логопед
анализирует
взаимодействие
между
процессом
овладения
звуковой
стороной
речи,
развитием
лексического
запаса
и
грамматического
строя,
определяет
соотношение
развития
экспрессивной
и
импрессивной
речи
ребёнка,
выявляет
компенсаторную
роль
сохранных
звеньев
речевой
функции,
сопоставляет
уровень
развития
языковых
средств
с
их
активным
использованием
в
речевом общении.
Вся
коррекционно-развивающая
работа
в
старшей
логопедической группе делится по форме проведения на групповую и индивидуальную.

и

подготовительной

Планирование разделено на три периода обучения. Первый - с сентября по ноябрь,
второй
с
декабря
по
февраль,
третий
с
марта
по
май.
Продолжительность
непосредственно-образовательной
деятельности
составляет
20
минут
для
старшего
и
25
минут
для
подготовительного
возраста.
Групповая
непосредственно-образовательная
деятельность
в
старшей
группе
планируется
четыре
раза
в
неделю
в
первом
периоде
обучения, из них 2 занятия - накопление словаря, 2 занятия - грамматика; четыре раза в
неделю во втором периоде, из них: 1 занятие по звуковой культуре речи, 2 занятия по
формированию
лексико-грамматического
строя
речи,
1
занятие
по
развитию
связной

речи; четыре раза в неделю в третьем периоде, из них: 1 занятие по звуковой культуре речи, 2
занятия по развитию лексико-грамматического строя, 1 занятие по развитию связной речи.
Групповая
непосредственно-образовательная
деятельность
в
старшей
группе
планируется
четыре раза в неделю, из них: 1 занятие по звуковой культуре речи, 1 занятие по обучению
грамоте,
1
занятие
по
развитию
лексико-грамматического
строя
речи,
1
занятие
по
развитию связной речи.
На
индивидуальные
логопедические
занятия
с
каждым
ребёнком
минут
2-3
раза
в
неделю.
Работа
проводится
с
одним
воспитанником
подгруппами (по 2-3 человека), в соответствии с речевым дефектом и этапом работы.

отводится
15
или
малыми

Срок реализации данной программы рассчитан на один учебный год (2023 – 2024 учебный год).
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы (Целевые
ориентиры)
Результаты
освоения
Программы
представлены
в
виде
целевых
ориентиров.
Целевые
ориентиры
данной
Программы
базируются
на
ФГОС
ДО
и
задачах
данной
Программы.
Целевые
ориентиры
даются
для
детей
старшего
дошкольного
возраста
(на
этапе завершения дошкольного образования).
К
целевым
ориентирам
дошкольного
образования
в
соответствии
с
данной
Программой
относятся
следующие
социально-нормативные
характеристики
возможных
достижений ребёнка.
Ребёнок
хорошо
владеет
устной
речью,
может
выражать
свои
мысли
и
желания,
проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и
умеет
пересказывать
сказки,
рассказывать
стихи,
составлять
рассказы
по
серии
сюжетных
картинок;
у
него
сформированы
элементарные
навыки
звукослогового
анализа,
что
обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребёнок
любознателен,
склонен
наблюдать,
экспериментировать;
он
обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребёнок
способен
к
принятию
собственных
решений
с
опорой
на
знания
и
умения в различных видах деятельности.
Ребёнок
инициативен,
самостоятелен
в
различных
видах
деятельности,
способен выбрать себе занятие и партнёров по совместной деятельности.
Ребёнок
активен,
успешно
взаимодействует
со
сверстниками
и
взрослыми;
у
ребёнка
сформировалось
положительное
отношение
к
самому
себе,
окружающим
к
различным видам деятельности.
Ребёнок
способен
адекватно
проявлять
свои
чувства,
умеет
радоваться
успехам
и
сопереживать
неудачам
других,
способен
договариваться,
старается
разрешать
конфликты.
Ребёнок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребёнок
обладает
развитым
воображением,
которое
реализует
в
разных
видах
деятельности.
Ребёнок
умеет
подчиняться
правилам
и
социальным
нормам,
способен
к
волевым усилиям.
У
ребёнка
развиты
крупная
и
мелкая
моторика,
он
подвижен
и
вынослив,
владеет
основными
движениями,
может
контролировать
свои
движения,
умеет
управлять
ими.
Целевые
ориентиры
Программы
выступают
основаниями
преемственности
дошкольного и начального общего образования.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

Система
оценки
достижения
детьми
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
(далее
система
мониторинга)
обеспечивает
комплексный
подход
к
оценке
итоговых
и
промежуточных
результатов
целевых
ориентиров
освоения
программы,
позволяет
осуществлять
оценку
динамики
достижений
детей
в
разных
видах
детской
деятельности
по
направлениям
развития
в
соответствии
с
ФГОС
ДО.
В
процессе
мониторинга
исследуются
физические,
интеллектуальные
и
личностные
качества
ребенка
путем:
наблюдений
за
ребенком,
бесед,
экспертных
оценок,
критериально-ориентированных
методик
не
тестового
типа,
критериально-ориентированного
тестирования,
скринингтестов
и
др.
Сочетание
методов
педагогической
диагностики
(беседа,
наблюдение,
анализ
продуктов
детской
деятельности,
диагностическая
ситуация,
диагностическое
задание)
обеспечивают
объективность
и
точность
получаемых
данных.
Целевые
ориентиры
освоения
Программы
по
направлениям
развития
и
образования
оцениваются
по
3-х
уровневой системе. Периодичность мониторинга (2 раза в год - в начале и конце учебного
года)
обеспечивает
возможность
оценки
динамики
достижений
детей,
сбалансированности
методов.
Периодичность
позволяет
не
переутомлять
воспитанников
и
не
нарушать
ход
образовательного
процесса.
Педагогическая
диагностика
проводится
в
ходе
наблюдения
за
активной
деятельностью
детей
во
время
самостоятельной
деятельности
детей,
в
ходе
режимных
моментов
и
в
специально-организованной
деятельности,
а
также
в
процессе
анализа
продуктов
детской
деятельности.
Карты
наблюдения
детского
развития
позволяют
фиксировать
индивидуальную
динамику
и
перспективы
развития
каждого
ребенка
в
различных
видах
деятельности.
Педагогическая
диагностика
проводится
всеми
педагогами,
работающими
с
детьми.
Углубленная
психолого-педагогическая
диагностика
развития
ребенка
проводится
специалистами:
учителем-логопедом,
и
педагогом-психологом.
Система
оценки
достижения
детьми
с
тяжелыми
нарушениями
речи
планируемых
результатов
освоения
Программы
разработана на основе целевых ориентиров:
Примерная
адаптированная
основная
образовательная
программа
для
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
(общим
недоразвитием
речи)
с
3
до
7
лет.
Издание
третье,
переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева. - СПб, 2015.
Перечень диагностических материалов, используемых для обследования
речевого развития дошкольников.
1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: ИЦ «Владос», 2003
2. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.

Учебное издание. - М.: Эксмо, 2009

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления работы
2.1.1. Диагностическое направление
1. Психолого-педагогическое
и
логопедическое
обследование
детей
установления причин, структуры и степени выраженности речевого дефекта.

с

целью

точного

2. Направление на ПМПК детей для зачисления в логогруппы.
3. Объективное

логопедическое
заключение
и
индивидуальных
планов
коррекционно-развивающей
циклограммы деятельности.

составление
групповых,
работы
на
учебный

подгрупповых
и
год,
составление

4. Индивидуальное логопедическое обследование и консультирование.
5. Промежуточный

мониторинг:
выявление
динамики
в
коррекционно
образовательном
процессе
всех
и
каждого
из
воспитанников
занимающихся
на
логогруппе.
отражение
его
результатов
в
речевых
картах,
при
необходимости
корректировка
планов
индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
6. Фиксация результатов медицинских карт, анамнестических данных в речевых картах.
2.1.2. Коррекционно-развивающее направление
1. Комплектование логогрупп.
2. Углубленное

изучение
особенностей
обучения
детей
определения
причин
речевых
нарушений,
планирование
индивидуальных особенностей детей.
3. Проведение

индивидуальных,
подгрупповых,
дефектов звукопроизношения и развитию всех сторон речи.

с

речевой
патологией
коррекционной
работы

групповых

занятий

по

4. Разработка

с
с

целью
учетом
коррекции

планов
коррекционно
развивающей
работы
с
учетом
возрастных
индивидуальных особенностей детей.
2.1.3. Консультативное направление
Цель: повышение педагогической грамотности родителей.
Просветительская деятельность:
- Индивидуальные консультации и выступления на родительских собраниях
1. Ознакомление с результатами диагностики.
2. «Чем занять ребенка, когда мама хочет отдохнуть».
3. «Роль сказки в развитие детской эмоциональности».
4. «Речевая подготовка ребенка к школе».
6. «Как увлечь ребенка чтением».
7. «Зачем и что читать малышу вслух».
8. «Детские ошибки: не обращать внимание или поправлять? »
- Обновление логопедических уголков.
- Практическая деятельность:
1. Направление
родителей
с
детьми
на
консультацию
к
специалистам
поликлиники
уточнения клинических диагнозов.
2. Проведение

индивидуальных

бесед

с

родителями

для

сбора

данных

о

речевом

и

для

развитии

детей.
3. Индивидуальные

беседы
с
родителями
по
результатам
комплексного
обследования
детей:
ознакомление
с
индивидуальным
планом
на
консультации по работе с индивидуальной тетрадью ребенка.
4. Создание памяток для родителей с заданиями и упражнениями.

логопедического
учебный
год,

- Консультирование воспитателей:
1. Индивидуальная

беседа
с
музыкальным
нарушений при подготовке занятий и праздников.

руководителем

о

необходимости

Беседа
с
воспитателями
о
необходимости
контроля
звукопроизношением в спонтанной речи.
3. Индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по запросу.
2.1.4. Просветительское (профилактическое) направление
1. Представление результатов обследования на ПМПК МБДОУ.
2. Участие в родительских собраниях.
3. Консультирование педагогов:
- консультирование согласно плану и по индивидуальным запросам.
- выступление на педсоветах и методических объединениях.
4. Консультирование родителей:
- консультирование согласно плану и по индивидуальным запросам.
2.1.5. Организационно-методическое направление
1. Составление коррекционных программ с учетом рекомендаций ПМПК.
2. Изучение новинок методической литературы.
3. Систематически изучать журнал "Логопед".
4. Оформление и ведение документации:
- заполнение речевых карт;
- составление и утверждения графика работы;
- составление и утверждение циклограммы рабочего времени;
- ведение тетради взаимодействия учителя логопеда и воспитателей групп;
5. Подведение итогов коррекционной работы.
6. Участие в проведении методических объединений.
7. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
8. Оснащение
логопедического
кабинета:
подготовка
раздаточного
обучению грамоте.
2.

9. Планирование

коррекционной

и

образовательной

работы

с

учета
за

речевых

правильным

материала
учетом

по

результатов

обследования.
10. Наблюдение

занятий,

игр,

режимных

анализом.
11. Участие в проведении методических объединений.

процессов

в

группах

с

их

последующим

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Учебно-тематический план

Примерное тематическое планирование работы в старшей группе.
Месяц,
неделя
Сентябрь

Октябрь,
1 -я неделя

Октябрь,
2-я неделя
Октябрь,
3-я неделя

Октябрь,
4-я неделя
Ноябрь,
1 -я неделя

Ноябрь.
2-я неделя
Ноябрь,
3-я неделя
Ноябрь,
4-я неделя

Декабрь,
1 -я неделя

Декабрь,
2-я неделя

Лексическая тема

Итоговое мероприятие,
праздничные даты
Исследование индивидуального Праздник «День знаний».
развития детей учителемлогопедом и воспитателями.
Заполнение речевых карт
учителем-логопедом.
«Осень. Признаки осени.
1. Интегрированное занятие
Деревья
«Как
осенью».
лебедь остался один» из цикла
«Новые развивающие сказки».
2. День учителя.
«Огород. Овощи».
Коллективная аппликация «Вот
так
урожай!».
«Сад. Фрукты».
1. Выставка рисунков «Мои
любимые фрукты» (совместное
с
родителями творчество).
2. Фольклорный праздник
«Осенняя ярмарка».
«Лес. Грибы и лесные ягоды». Инсценировка сказки В.
Сутеева
«Под грибом».
«Одежда».
1. Вечер досуга с
использованием
фольклорного материала.
2. День народного единства.
«Обувь».
Спортивный праздник.
«Игрушки».

Изготовление
игрушек
из
природного материала
для
младшей группы.
«Посуда».
1. Выставка поделок из
пластилина, глины, солёного
теста
«моя любимая чашка»
(совместное
с родителями творчество).
2. День матери.
«Зима. Зимующие птицы». 1. Интегрированное
занятие
«Как
сорока клеста судила» из цикла
«Новые развивающие сказки».
2. День воинской славы России.
«Домашние животные зимой». Интегрированное занятие «Как
щенок узнал, кто всех важнее»
из

Декабрь,
3-я неделя

«Дикие животные зимой».

Декабрь.
4-я неделя
Январь,
1 -я неделя
Январь,

«Новый год».
У детей зимние каникулы.
«Мебель».

2-я неделя

Январь.
3-я неделя

«Грузовой и пассажирский
транспорт».

цикла «Новые развивающие
сказки».
1. Интегрированное
занятие
«Как
оленёнку маму искали» из цикла
«Новые развивающие сказки».
2. День ракетных войск.
Новогодний утренник.
Народный календарь Рождество.
1. Конструирование кукольной
мебели из деталей деревянного
конструктора по схемам и
описанию.
2. День Российской печати.
1. Экскурсия «На нашей
улице».
2. День инженерных войск.

Январь,
4-я неделя
Февраль,
1 -я неделя

«Профессии на транспорте»

Февраль,
2-я неделя

«Ателье. Закройщица».

Февраль,
3-я неделя

«Наша армия».

Февраль,
4-я неделя
Март.
1 -я неделя
Март,
2-я неделя
Март,
3-я неделя

Март.
4-я неделя
Апрель,
1 -я неделя

«Детский сад. Профессии».

2. День Защитника Отечества.

«Стройка. Профессии
Спортивный праздник.
строителей».
«Весна. Приметы весны. Мамин 1. Праздничный утренник.
праздник».
2. Международный женский
«Комнатные растения».

день.
Экскурсия в Галантус.

«Пресноводные и аквариумные 1. Интегрированное занятие
рыбки».
«Как
чуть не погибла плотвичка» из
цикла «Новые развивающие
сказки».
2. День работника торговли.
«Наш город».
Экскурсия по городу.
«Весенние работы на селе».

Апрель,
2-я неделя

«Космос».

Апрель,
3-я неделя

«Откуда хлеб пришёл?».

Апрель.

Сюжетно-ролевая игра «Летим в
отпуск».
Экскурсия на пищеблок, в
прачечный комплекс, в кабинет
старшего воспитателя.
1. Коллективный коллаж
«Нарядные куклы».
2. День гражданской авиации.
1. Праздничный утренник.

1. Посадка лука, укропа, салата

на
огороде.
2. День смеха.
1. Просмотр мультфильмов.
2. День космонавтики.

«Почта».

Чаепитие с родителями
«Мамины
пироги».
1. Экскурсия на почту.

4-я неделя
Май.
1-я неделя

«Перелётные птицы».

Май,
2-я неделя

«Правила дорожного
движения».

Май,
3-я неделя

Май,
4-я неделя

2-я неделя
Февраль,
3-я неделя
Февраль,
4-я неделя

Март,
1 -я неделя

Март,
2-я неделя
Март.
3-я неделя
Март,
4-я неделя
Апрель,
1 -я неделя

Апрель.
2-я неделя
Апрель,
3-я неделя

Апрель,
4-я неделя

2. День пожарной охраны.
1. День весны и труда.
2. Наблюдение за птицами.
1. Сюжетно-ролевая игра «Дядя

Стёпа - постовой».
2. День Победы.
«Лето. Насекомые».
Интегрированное занятие «Как
кузнечик помогал слабым» из
цикла «Новые развивающие
сказки».
«Лето. Цветы на лугу».
1. Интегрированное занятие
«Как
девочка ещё раз встретила
кузнечика» из цикла «Новые
развивающие сказки».
2. Всероссийский
день
библиотек.
3. Высаживание рассады
цветов на
клумбу.
детёныши».
животных» (по пьесам К.СенСанс).
«Комнатные растения,
Работа в лаборатории "Опыты в
размножение, уход».
природе".
«Животный мир морей и
Коллективное
панно
океанов.
«Подводный
Пресноводные и аквариумные мир».
рыбы».
«Ранняя весна, весенние
Праздник «8 Марта».
месяцы.
Первые весенние цветы. Мамин
праздник».
«Наша Родина - Россия».
Интегрированное занятие с
использованием репродукции
картины И.Грабаря «Март».
«Москва - столица России». Презентация «Москва - столица
России», «Наша Родина Россия».
«Наш родной город».
Интегрированное
занятие
«Калуга
- колыбель космонавтики».
«Мы читаем. Знакомство с 1. Викторина по
творчеством С.Маршака». произведениям
С.Маршака.
2. День смеха.
«Мы читаем. Знакомство с 1. Драматизация фрагментов
творчеством К.Чуковского». сказок К.Чуковского.
2. День космонавтики.
«Мы читаем. Знакомство с Выставка
рисунков
«Моя
творчеством С.Михалкова». любимая
книжка»
(совместное
с
родителями
творчество).
«Мы читаем. Знакомство с 1. Вечер
«Наши
любимые
творчеством А.Барто».
поэты».
2. День пожарной охраны.

Май,
1 -я неделя
Май,
2-я неделя

«Человек. Части тела».

День весны и труда.

«Поздняя весна. Растения и 1. Интегрированное занятие с
животные весной. Перелётные использованием репродукций
птицы весной».
картин С.Жуковского
«Весенняя
вода» и Н.Дубровского

3.2. Система специальных условий реализации программы
- Слаженное, конструктивное взаимодействие с семьей;
- Многоаспектный

характер

взаимодействия

с

учреждениями

среды;
- Высокий уровень материально-технического обеспечения;
- Осуществление инновационных процессов в образовательной деятельности;
- Управление процессом разработки и реализации образовательной программы.
График работы учителя-логопеда
Понедельник

14.00-18.00

Вторник

08.00- 12.00

Среда

08.00- 12.00

Четверг

08.00- 12.00

Пятница

08.00- 12.00

Суббота

Выходной

Воскресенье

Выходной

Приемный день и время приема
для родителей (законных представителей) - ПОНЕДЕЛЬНИК с 17.00 до 18.00

социально-педагогической

ПРИЛОЖЕНИЕ
Циклограмма деятельности учителя-логопеда

День недели Время
Понедельник
14.00-15.00
15.00-16.00
16.00-16.25
16.25-17.00
17.00-18.00
Вторник
08.00-09.15
09.15-09.40
09.40-11.00
11.00-12.00

Ведение документации
Индивидуальная работа с детьми
Групповое занятие
Индивидуальная работа с детьми
Консультация родителей (законных представителей)
Индивидуальная работа с детьми
Групповое занятие
Индивидуальная работа с детьми
Ведение документации

Среда
08.00-9.15
09.15-09.40
09.40-11.00
11.00-12.00

Индивидуальная работа с детьми
Групповое занятие
Индивидуальная работа с детьми
Ведение документации

Четверг
08.00-9.15
09.15-09.40
09.40-11.00
11.00-12.00

Индивидуальная работа с детьми
Групповое занятие
Индивидуальная работа с детьми
Ведение документации

Пятница
08.00-11.00
11.00-12.00

Индивидуальная работа с детьми
Ведение документации

Перспективное планирование коррекционной работы в старшей логопедической
подгруппе (1-й год обучения)
Период обучения

Разделы работы
1. Звукопроизношение.

I квартал
(сентябрь,
октябрь, ноябрь)

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
2. Развитие навыков фонематического анализа.
Определение количества звуков в слове.
3. Развитие общих речевых навыков.
Работа над интонированием речи.
4. Лексика.
Лексические темы:
«Осень. Признаки осени. Деревья осенью», «Огород.
Овощи»,
«Сад. Фрукты», «Лес. Грибы и лесные ягоды», «Одежда»,
«Обувь», «Игрушки», «Посуда».
5. Развитие грамматического строя речи.
Согласование слов в предложении в роде, числе и падеже
по
всем лексическим темам.
Образование относительных прилагательных.
6. Развитие связной речи.
Пересказ текста по плану.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
7. Грамота.
Знакомство с буквами У, А, П, О, И, М, Н.
1 .Звукопроизношение.
Постановка и автоматизация звука Р в слогах и словах.
2. Развитие навыков фонематического анализа.
Понятия о твёрдости и мягкости, звонкости и глухости
согласных звуков.
Звуковой анализ четырехзвуковых слов типа мост.
3. Развитие общих речевых навыков.

II квартал
(декабрь,
январь, февраль)

Воспитание правильного физиологического и речевого
дыхания.
4. Лексика.
Лексические темы:
«Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные зимой»,
«Дикие животные зимой», «Новый год», «Мебель»,
«Грузовой и
пассажирский транспорт», «Профессии на транспорте»,
«Детский сад. Профессии», «Ателье. Закройщица», «Наша
армия», «Стройка. Профессии строителей».
5. Развитие грамматического строя речи.
Использование в речи предлогов: «перед», «за», «около»,
«возле».
Образование притяжательных прилагательных и слов,
обозначающих названия детёнышей животных.
6. Развитие связной речи.

Составление рассказа из 2-3 предложений по картинке.
7. Грамота.
Знакомство с буквами: Т, К. Б. Э, Г, Л, Ы.
1. Звукопроизношение.
Дифференциация звуков Р-Рь-Л-Ль
2. Развитие навыков фонематического анализа.
Анализ пятизвуковых слов типа кошка.
Подбор слов на заданный звук в определённой позиции в
слове.
3. Развитие общих речевых навыков.
Совершенствование чёткости дикции.
III квартал (март, 4. Лексика.
апрель, май)
Лексические темы:
«Весна. Приметы весны», «Комнатные растения»,
«Пресноводные и аквариумные рыбы», «Наш город»,
«Весенние
работы на селе», «Космос», «Откуда хлеб пришел?»,
«Почта»,
«Правила дорожного движения», «Лето. Насекомые»,
«Лето.
Цветы на лугу».
5. Развитие грамматического строя речи.
Использование единственного и множественного числа
существительных и глаголов.
6. Развитие связной речи.
Составление рассказа по серии из 4-5 картинок.
7. Грамота.
Знакомство с буквами: С, Ш, X, В. 3. Ж, Д. Ф.

Речевая карта

1. Фамилия, имя
3. Дата поступления ребёнка в группу
Домашний адрес
Фамилия, имя, отчество мамы, место работы:
Анамнез
Как протекала беременность, роды
Речевая среда
Слух 4. Зрение 5. Интеллект
6. Внимание, память, работоспособность_
Состояние речевой моторики
1. Губы
2.Зубы.прикус
Подвижность языка
Состояние нёба и уздечки
Состояние мимической мускулатуры
Может ли изолированно закрыть один глаз
Равномерно ли поднимает брови
2. Дата рождения
4. Откуда поступил
Может ли надуть щёки
Наличие синкинезий
1. Координированность
Состояние обшей моторики
движений
2. Какой рукой работает
Обшее развитие ребенка
Разговорно-описательная
беседа
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
Как зовут маму?
Есть ли у тебя друзья?
Счёт прямой

5 лет

обратный

Основные цвета
оттеночные
Ориентация во времени (вр. года, части суток)
Ориентация в пространстве 4-ый лишний
1. Понимание и выполнение Обследование понимания
инструкций
речи
2. Понимание числа

рода падежа

6 лет

Обследование связной речи
I. Составление рассказа по картинке
5 лет

6 лет

2. Составление рассказа по серии картин

3. Пересказ

Обследование грамматического строя речи
1. Образование мн. ч. существительных в родительном падеже:
стол
чашка
дом
стул
окно
ведро

тела
ухо
утенок

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы:
чашка
яблок
о
цветок
ведро
3. Согласование прилагательных с существительными:
синий шар
синяя ваза
синее перо

4. Согласование существительных с числительными:
-1-2-

Женя
Костя

красный зонт
красное яблоко
красная
лампочка

-5-

цыпленок
матрешка
ведро
Состояние словаря
1. Предметный словарь:
а) объяснение значения
слов:
холодильник
пылесос

5 лет

6 лет

б) показ и называние частей
предметов:
чайник донышко
:
носик
крышка
стул: сиденье
спинка
ножки

5 лет

6 лет

в) уровень обобщений:
5 лет
Свитер, платье, шорты, юбка,
колготки
Блюдце, сковорода, ложка,
тарелка
Помидор, морковь, репа,
капуста
Яблоко, груша, персик, лимон
Кошка, собака, волк, ёж
Голубь, утка, воробей, ласточка
Шкаф, стол, кресло, диван
Автобус, электричка, трамвай,
самолёт

6 лет

2. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к
существительным:
лимон какой?
кресло какое?
лиса какая?

б) подбор антонимов
широки
й
весёлый
прямой

5 лет

длинный

высокий

светлый
сухой

больной
холодный

в) образование прилагательных от имён существительных
ручка из
пластмассы
матрёшка из
дерева
сок из клюквы

г) образование притяжательных прилагательных
Чей
хвост?
3. Глагольный словарь:
а) что делают?
повар
врач

6 лет

сумка из кожи
стакан из
стекла
шапка из меха

Чья
морда?

учитель
шофёр

б) кто как голос подаёт?
кошка
утка
корова

собака
петух
лягушк
а

гусь
мышь
свинья

Звукопроизношение
5 лет
6 лет

Фонематический слух
1. Повторение слогов и 5 лет
слов:
ба-па-ба
па-ба-па
да-та-да
та-да-та
ка-га-ка
га-ка-га
том-дом-ком
кот-год-ход
почка-бочка
2. Называние картинок (6 лет):
удочка-уточка бочка-почка
дочка-точка _____
коза-коса
Анализ звукового состава слова
1. Выделение первого звука в слове:
5 лет:
Алик
утка
6 лет:

волк

мак

6 лет
са-ша-са
ша-са-ша
ча-тя-ча
тя-ча-тя
ща-ся-ща
ся-ща-ся
почка-бочка-точка
пашня-башня
катушка-кадушка

Оля

эхо

Ира

топор

каток

носки

2. Выделение последнего звука в слове (6 лет):
пух

сок

кот нос

суп

мука руки шары

Произношение слов сложной слоговой структуры
аквариум
экскаватор
памятник
библиотека
земляника
велосипед
сковорода
милиционер
сквозняк
простокваша
Логопедическое заключение
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

Расписание занятий в старшей группе № 8 (логопедической)
в I, II и III периоде 2023-2024 учебного года
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Речевое развитие
9.15-9.35
2. Худ. - эст. развитие (рисование)
9.45-10.05
3. Физкультура
10.55-11.15
4.Коррекционное
16.00-16.25

ВТОРНИК
1. Коррекционное
9.15-9.40
2. 2.Худ.-эст.развитие(прикладное творчество)
Познавательное
9.35-10.00
3. Худ. - эст. развитие (рисование)
10.10-10.30
4. Коррекционное развитие
10.50-11-15

СРЕДА
1. Физкультура

ЧЕТВЕРГ
1. Музыка

9.25-9.50
2. Коррекционное развитие

9.00-9.25
2. Коррекционное развитие

10.00-10.25
3. Познание (математика)

9.35-10.00
3. Речевое развитие (худ. литература)

10.35-11.00

10.10-10.35

ПЯТНИЦА
1 .Коррекционное развитие
9.00-9.25
2. Познание (математика)
9.35-10.00
З.Худ. - эст. Развитие
(аппликация/ конструирование)
10.10-10.35
4. Физкультура (в)
11.30-11.55


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».