Рабочая программа по организации образовательной деятельности в первой младшей группе № 10

муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение
№ 45 «Огонек» города Калуги
(МБДОУ № 45 г. Калуги)
Принята на
педагогическом совете
МБДОУ № 45 г. Калуги
протокол № 1
от 31.08.2023 г.

Утверждена
приказом МБДОУ № 45 г. Калуги
№ 38/1 от 31.08.2023 г.

Рабочая программа
по организации образовательной деятельности
в первой младшей группе № 10

г. Калуга
2023 г.

Содержание
I.
II.

III.

IV.

Общие положения.................................................................................................... 3
Целевой раздел ........................................................................................................ 3
2.1. Пояснительная записка .................................................................................... 3
2.1.1. Цель и задачи Программы ................................................................ 3
2.1.2. Принципы и подходы к формированию программы....................... 4
2.1.3. Значимые
для
разработки
и
реализации
Программы
характеристики ................................................................................. 5
2.2. Планируемые результаты ............................................................................... 6
2.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ........... 6
Содержательный раздел .......................................................................................... 7
3.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по
образовательным областям ............................................................................... 7
3.1.1. Социально-коммуникативное развитие ........................................... 8
3.1.2. Познавательное развитие ................................................................. 8
3.1.3. Речевое развитие............................................................................. 10
3.1.4. Художественно-эстетическое развитие ......................................... 11
3.1.5. Физическое развитие ...................................................................... 13
3.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы14
3.3. Учебный план ................................................................................................. 16
3.4. Комплексно-тематическое планирование ..................................................... 17
3.5.Расписание занятий ......................................................................................... 17
3.6.Планирование образовательной деятельности по образовательным областям18
3.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников ................................................................................................. 24
3.8. Рабочая программа воспитания ..................................................................... 27
Организационный раздел ...................................................................................... 27
4.1. Психолого – педагогические условия реализации Программы ................... 27
4.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной
среды................................................................................................................ 27
4.3. Материально – техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания ............ 28
4.4. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных,
анимационных произведений для реализации Программы .......................... 29
4.5. Кадровые условия реализации Программы ................................................. 29
4.6. Примерный режим и распорядок дня ........................................................... 29
4.7. Календарный план воспитательной работы .................................................. 33

2

I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа образовательной деятельности (далее – Программа) на 2023 –
2024 учебный год – это нормативный документ, базирующийся на ООП ДО МБДОУ №
45 г. Калуги, содержание которого адаптировано к конкретным условиям средней группы
№ 10, отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. Рабочая
программа образовательной деятельности разработана сроком на один год, в
соответствии с требованиями ФГОС ДО, а также с учетом Федеральной образовательной
программы дошкольного образования.

II. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по организации образовательной деятельности в первой младшей
группе № 10 (далее - Программа) на 2023 – 2024 учебный год – это нормативный
документ, разработанный в соответствии с основной образовательной программой
дошкольного образования МБДОУ № 45 г. Калуги, включающий
содержание,
планирование и организацию образовательного процесса с детьми от 2 до 3 лет.
Программа предполагает комплексный подход и обеспечивает развитие детей от 2
до 3 лет во всех образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное,
физическое, художественно-эстетическое и речевое развитие.
2.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного
детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально – культурных
традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.




Данная цель достигается через решение следующих задач:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного
образования и планируемых результатов освоения образовательной программы
дошкольного образования;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм и гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования
3

ценностного отношения к окружающему миру, становление опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
 построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на
основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
 создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
 обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания,
обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их
безопасности;
 достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Основная часть Программы составлена в соответствии с Федеральной образовательной
программой дошкольного образования.
Решение задач Программы обеспечивают парциальные программы вариативной
части. Данные парциальные программы учитывают принципы и подходы основной
образовательной программы МБДОУ № 45 г. Калуги и не противоречат требованиям
ФГОС ДО. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены
следующие программы и методические пособия к ним:



Рабочая программа по ранней профориентации «Труд взрослых» для детей от 2 до
3 лет;
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа Театр – творчество – дети:
Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и
музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004.
2.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы

Программа строится на основе следующих принципов, обозначенных в
Федеральной образовательной программе дошкольного образования:
 полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация)
детского развития;
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
 содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
4

младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
(далее – взрослые);
 признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 сотрудничества с семьей;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
 учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формирование Программы основано на следующих подходах (стр. 6, ООП ДО
МБДОУ № 45 г. Калуги):




культурно – исторический подход;
личностный подход;
деятельностный подход.

При планировании образовательной деятельности в МБДОУ № 45 г. Калуги в
части, формируемой участниками образовательных отношений, учитываются также
следующие принципы:

принцип построения образовательного процесса на основе гибкого комплекснотематического планирования (ориентация при планировании на интересы и особенности
группы детей);

принцип последовательности при построении системы занятий, постепенное
усложнение содержания и форм работы с детьми разных возрастных групп (опора на уже
имеющуюся у детей систему представлений и использование специфических форм работы
с данной возрастной группой);

принцип самостоятельности ребенка (усвоение новых знаний не в готовом виде, а
через самостоятельное «открытие» их детьми, поддержка познавательной активности
ребенка, формирование на этапе дошкольного детства умения работать с информацией);

принцип вовлечения родителей (законных представителей) в реализацию
образовательного процесса (обеспечение единства воспитательных и образовательных
воздействий на развитие личности ребенка в семье и в дошкольном учреждении).
2.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста (2 – 3 года)
Основная характеристика детей раннего возраста – ситуативность. Ребенок может думать,
чувствовать, делать только то, что видит здесь и сейчас. В данном возрасте важен режим
дня, ритм повседневной жизни. Основным условием успешного развития является
обеспечение двигательной активности ребенка. Активность проявляется в контексте
определенной предметной ситуации, где важен характер совместной деятельности со
5

взрослым. Взрослый интересен ребенку как человек, который раскрывает логику и
способы употребления предметов, окружающих его. Именно предметная деятельность
определяет формирование навыков гигиены и самообслуживания. Основу интеллекта в
раннем возрасте определяет развитие сенсорных процессов, связанных с действием
обследования предметов и построения на их основе целостных образов, а также
формирование первых обобщений в виде сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
Важно учитывать, что ребенок обучается только тому, что затрагивает его эмоциональную
сферу. В данный период закладываются основы успешного общения со сверстниками,
инициативность, чувство доверия к сверстнику. Основным достижениям возраста
является самосознание, положительная самооценка, первые целостные формы поведения в
виде результативных действий. Ребенок определяет себя как субъект собственных
действий («Я сам»). Важна психологическая потребность в самостоятельности.
2.2.

Планируемые результаты освоения Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые являются социально-нормативными возрастными
характеристиками возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. Специфика дошкольного детства, а также системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают
необходимость определения результатов освоения Программы именно в виде целевых
ориентиров. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и
итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые
ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие
целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Планируемые результаты образования в раннем возрасте:
 к трем годам (см. ООП ДО стр. 18).
2.3.

Педагогическая диагностика достижения
планируемых результатов

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она
позволяет выявить особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе
полученных
данных
индивидуальные
образовательные
маршруты
освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
6

Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может
быть распределено в образовательном процессе по предметным областям (согласно ФГОС
ДО) лишь условно. Однако это позволяет комплексно оценить качество образовательной
деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения
достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной
Программы МБДОУ № 45 г. Калуги (стр. 18, ООП ДО МБДОУ № 45 г. Калуги)
Следует помнить, что любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом
этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора
педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

III. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания)
по образовательным областям
Основная образовательная программа МБДОУ № 45 г. Калуги способствует
формированию у воспитанников готовности к обучению в школе и обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по следующим образовательным областям:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
В Программе представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к
ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к
окружающему миру.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами
Программы и может реализовываться в различных видах детской деятельности.
В раннем возрасте (2 – 3 года) используются:
 предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
 экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
 ситуативно-деловое общение со взрослыми и эмоционально-практическое со
сверстниками под руководством взрослого;
 игровая (отобразительная, сюжетно – отобразительная, игры с дидактическими
игрушками);
 речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
 самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, поливает
цветы из лейки и др.);
 музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
7

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения
всех образовательных областей. При этом решение программных образовательных задач
предусматривается не только в рамках занятий, но и в ходе режимных моментов – как в
совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности
дошкольников.
3.1.1. Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и
взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых в образовательном учреждении; формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям
«Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба»,
«Сотрудничество», «Труд».
Первая младшая группа
Задачи образовательной деятельности
 Поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к
МБДОУ.
 Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать детям отражать в игре
представления об окружающей действительности.
 Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную
отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть,
помочь, ласковобратиться).
 Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем
виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях
(радость, веселье, слезы), о семье и образовательном учреждении.
 Формировать первичные представления ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о
родителях (законных представителях) и членах семьи.
Содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной деятельности см. в ООП ДО МБДОУ № 45 г. Калуги стр.
23.
3.1.2. Познавательное развитие
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
8

становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о Малой Родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек»,
«Семья», «Познание», «Природа», что предполагает решению определенных задач.
Первая младшая группа
Задачи образовательной деятельности

развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного,
вкусового, обонятельного;

развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных
практических задач;

совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины
как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим
признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары,
группы;

формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах,
величине и количестве предметов на основе чувственного познания;

развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоциональноположительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о
деятельности взрослых;

расширять представления о родном городе (селе), его достопримечательности,
эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО;

организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями
ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями,
некоторыми объектами неживой природы;

развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное
отношение к животным и растениям.
Содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной деятельности:





сенсорные эталоны и познавательные действия см. ООП ДО стр. 30;
математические представления см. ООП ДО стр. 30;
окружающий мир см. ООП ДО стр. 30;
природа см. ООП ДО стр. 30.

9

3.1.3. Речевое развитие
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота»;
предполагает решение задач:


владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и
нормы культурного поведения;
 воспитание отношения к родному языку как ценности, умение чувствовать красоту
языка, стремление говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Первая младшая группа
Задачи образовательной деятельности
Формирование словаря:

развивать понимание речи и активизировать словарь;

формировать у детей умение по словесному указанию педагога находить предметы,
различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных;

обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными,
наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.
Звуковая культура речи:

упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков,
звукоподражаний, отельных слов;

формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном
темпе, с разной силой голоса.
Грамматический строй речи:

формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с
глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.
Связная речь:

продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на
вопросы; рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях; интерес к художественной
литературе;

формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки
и рассказы с наглядным сопровождением (и без него);
10


побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку
стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей;

поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать
умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты;

развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием
литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и т.п.), отвечать на вопросы
по содержанию прочитанных произведений;

побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и
самостоятельно;

развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций
художественного произведения.
Содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной деятельности:





формирование словаря см. ООП ДО стр. 37;
звуковая культура речи см. ООП ДО стр. 37;
грамматический строй речи см. ООП ДО стр. 37;
связная речь см. ООП ДО стр. 37.
3.1.4. Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).
Первая младшая группа
Задачи образовательной деятельности
Приобщение к искусству:

развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать
радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного
искусства, природой; интерес, внимание, любознательность, стремлению к
эмоциональному отклику детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов
и явлений окружающей действительности;

развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес
к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки),
изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты
иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства);

познакомить детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой
и другими);
11


поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички,
прибаутки);

поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе
эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений
искусства или наблюдений за природными явлениями.
Изобразительная деятельность:

воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке)
совместно со взрослым и самостоятельно;

развивать положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить; научить
правильно держать карандаш, кисть;

развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета
разной формы, цвета (начиная с контрастных цветов); включать движение рук по
предмету при знакомстве с его формой;

познакомить со свойствами глины, пластилина, пластической массы; развивать
эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов в
процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений
искусства.
Конструктивная деятельность:

знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина,
цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости;

развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей
строить самостоятельно.
Музыкальная деятельность:

воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения; приобщать к восприятию музыки, соблюдая
первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и
эмоционально на него реагировать.
Театрализованная деятельность:

пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с
персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым
(бабушка приглашает на деревенский двор);

побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой
природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в
произведениях малых фольклорных форм);

способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажамиигрушками;

развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев,
адекватно реагировать на них;

способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных
героев;
12


создавать условия для систематического восприятия
выступлений педагогического театра (взрослых).
Содержание образовательной деятельности

театрализованных

Содержание образовательной деятельности:


приобщение к искусству см. ООП ДО стр.47;



изобразительная деятельность:
 рисование см. ООП ДО стр. 47;
 лепка см. ООП ДО стр. 47;






конструктивная деятельность см. ООП ДО стр. 47;
музыкальная деятельность см. ООП ДО стр. 47;
театрализованная деятельность см. ООП ДО стр. 47;
культурно – досуговая деятельность см. ООП ДО стр. 47.
3.1.5. Физическое развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость,
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь»,
«Здоровье», что предполагает:
 воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и
здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия
человека;
 формирование у ребенка возрастосообразных представлений и знаний в области
физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
 становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни,
физическим
упражнениям,
подвижным
играм,
закаливанию
организма,
гигиеническим нормам и правилам;
 воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности,
уверенности и других личностных качеств;
 приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их
физического развития и саморазвития;
13

 формирование у ребенка основных гигиенических навыков, представлений о
здоровом образе жизни.
Первая младшая группа
Задачи образовательной деятельности









обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной
гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье,
ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в
небольших подгруппах;
формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических
упражнений, совместным двигательным действиям;
укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать
культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к
здоровому образу жизни.
Содержание образовательной деятельности






Педагог формирует умение выполнять основные движения, общеразвивающие и
музыкально-ритмические упражнения в различных формах физкультурно –
оздоровительной работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия,
подвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений и другое),
развивает психофизические качества, координацию, равновесие и ориентировку в
пространстве. Педагог побуждает детей совместно играть в подвижные игры,
действовать согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную
деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку,
поощряет стремление ребенка соблюдать правила личной гигиены и проявлять
культурно – гигиенические навыки.
Содержание образовательной деятельности:
основная гимнастика см. ООП ДО стр. 63;
подвижные игры см. ООП ДО стр. 63;
формирование основ здорового образа жизни см. ООП ДО стр. 63.

3.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы

Дошкольное образование может быть получено в МБДОУ № 45 г. Калуги в форме
семейного образования. Форма получения дошкольного образования определяется
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При
выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося
формы получения дошкольного образования учитывается мнение ребенка.
При реализации образовательных программ дошкольного образования могут
использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные
14

технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными
средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в
соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы подбираются с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, определяются целями и
задачами Программы и реализуется в различных видах детской деятельности.

Ранний возраст (2 – 3 года)
 предметная деятельность (орудийно-предметные действия – ест ложкой, пьет из
кружки и др.);
 экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.);
 ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со
сверстниками под руководством взрослого;
 двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения,
простые подвижные игры);
 игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с
дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и
понимание стихов, активная речь);
 изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и
крупного строительного материала;
 самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает
веником, поливает цветы из лейки и др.);
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
Виды детской деятельности

15

Игровая — основной вид деятельности в дошкольном детстве, посредством которого
ребенок изучает свойства предметов, характеристики явлений, тренирует механизмы
социальной адаптации.
Общение со взрослыми — реализуется на протяжении всего времени пребывания
ребенка в образовательном учреждении, во время контакта со сверстниками,
воспитателем и другими взрослыми.
Познавательно-исследовательская
и
экспериментирование
открывающая
возможность
для
развития
детской
любознательности,
инициативности,
самостоятельности, формирования системы адекватных представлений об
окружающем мире.
Двигательная, обеспечивающая возможность удовлетворения естественной
физиологической потребности в движении. Самообслуживание, элементарный
бытовой труд — направления организованной детской активности, способствующие
формированию самостоятельности, положительного отношения к выполнению
простейших бытовых поручений.
Изобразительная деятельность и конструирование — формы активности,
обеспечивающие возможность восприятия дошкольниками эстетичной формы
действительности и развитие предметно-пространственного мышления.
Музыкальная деятельность, направленная на развитие способностей эмоционального
восприятия музыкальных произведений.
Методы, позволяющие реализовывать задачи воспитания см. в ООП ДО МБДОУ № 45 г.
Калуги стр. 71.
3.3. Учебный план группы
Занятие / Возрастная группа
Физкультура
Познавательное развитие
Познавательное развитие (математика)
Музыка
Речевое развитие
(развитие речи)
Худ. – эст. развитие (рисование)
Худ. – эст развитие (лепка)
Всего часов

Первая
младшая группа
в нед.
в год
2
72
1
36
1
36
2
72
2
72
1
1
10

16

36
36
360

3.4. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
Тема
«Здравствуй, детский сад».
«Человек. Части тела».
«Осень. Деревья».
«Игрушки».
«Овощи».
«Овощи».
«Фрукты».
«Фрукты».
«Домашние животные».
«Дикие животные».
«Домашние птицы»
«Моя семья».
«Зима. Зимняя погода».
«Животные зимой».
«Зимние забавы».
«Елка. Новый год».
«Дом. Части».
«Посуда».
«Мебель».
«Продукты питания».
«Одежда».
«Обувь».
«Профессии».
«Человек. Части тела».
«Одежда».
«Игрушки».
«Домашние животные».
«Весна пришла».
«Одежда и обувь».
«Рыбы».
«Транспорт».
«Мой дом».
«Цветы».
«Насекомые».
«Скоро лето».

Сроки
1-я неделя сентября
2-я неделя сентября
3-я неделя сентября
4-я неделя сентября
1-я неделя октября
2-я неделя октября
3-я неделя октября
4-я неделя октября
1-я неделя ноября
2-я неделя ноября
3-я неделя ноября
4-я неделя ноября
1-я неделя декабря
2-я неделя декабря
3-я неделя декабря
4-я неделя декабря
2-я неделя января
3-я неделя января
4-я неделя января
1-я неделя февраля
2-я неделя февраля
3-я неделя февраля
4-я неделя февраля
1-я неделя марта
2-я неделя марта
3-я неделя марта
4-я неделя марта
1-я неделя апреля
2-я неделя апреля
3-я неделя апреля
4-я неделя апреля
1-я неделя мая
2-я неделя мая
3-я неделя мая
4-я неделя мая

3.5. Расписание занятий

Понедельник
1. 9.00 – 9.10
Познавательное развитие
2. 9.20 – 9.30
Физкультура (группа)

Вторник
1. 9.00 – 9.10
ФЭМП
2. 9.35 – 9.45
Музыка
17

Среда
1. 9.00 – 9.10
Физкультура (группа)
2. 9.20 – 9.30
Развитие речи

Четверг
1. 9.00 – 9.10
Рисование

Пятница
1. 9.00 – 9.10
Развитие речи
2. 9.20 – 9.30

2. 9.35 - 9.45
Музыка

Лепка

3.6.Примерное планирование образовательной деятельности по
образовательным областям.
ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП)
Автор: Л.С. Русанова
Программа раннего развития детей «Маленькие ладошки»
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Неделя
1
2
3
4
1

№ занятия страница
Адаптация
Адаптация
Диагностика
Диагностика
Стр.117

Тема занятия

2

Стр.118

3
4
1
2
3
4

Стр.119
Стр.120
Стр.121
Стр.122
Стр.123
Стр.124

Кошка с котятами. Игра «Найди
миски для кошек и котенка».
Собака со щенятами. Сравнение
игрушек собаки и щенка.
Знакомство с игрушечным домом.
«Фрукты: один – много».
Сличение цвета.
Большой - маленький
Круг
Цвет и форма

Декабрь

1
2
3
4

Стр.125
Стр.126
Стр.127
Стр.128

Разноцветные шары.
Лесные жители.
Один – много.
Игрушки на елку.

Январь

2
3
4

Стр.129
Стр.130
Стр.131

Один – два.
Собери посуду.
Высокий – низкий.

Февраль

1
2
3
4

Стр.132
Стр.133
Стр.134
Стр.135

Большой – средний - маленький
Собери одежду.
Одинаковые, столько же.
Треугольник.

Март

1
2
3

Стр.136
Стр.137
Стр.138

Квадрат
Собери одежду.
Сравнение двух предметов по длине.

Ноябрь

18

Апрель

Май

4

Стр.139

1

Стр.140

2

Стр.141

3
4

Стр.142
Стр.143

1
2
3

Стр.144
Стр.145
Стр.146

4

Стр.147

Сравнение предметов способами
наложения.
Сравнение двух равных и неравных
групп предметов.
Воспроизведение заданного
количества предметов и звуков по
образцу.
Рыбаки: одна, две, много.
Сравнение двух предметов по
размеру.
Один – два – много.
Цветы: один – много.
Развитие предметных действий.
Сравнение двух равных и не равных
групп предметов.

ОО «Речевое развитие» (Развитие речи)
Автор: Л.С. Русанова
Программа раннего развития детей «Маленькие ладошки»
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Неделя
1
2
3
4
1
2

№ занятия страница
Адаптация
Адаптация
Диагностика
Диагностика
Стр.117
Стр.118

3

Стр.119

4
1

Стр.120
Стр.121

2

Стр.122

3
4

Стр.123
Стр.124

1

Стр.125

2

Стр.126

3

Стр.127

4

Стр.128

2
3

Стр.129
Стр.130

Тема занятия

Повторение сказки «Репка».
Дидактические игры «Поручение»,
«Лошадки».
Игры и упражнения на звуко
произношение (звук «У»).
Рассматривание сюжетных картин.
Чтение стихотворения А.Барто «Кто
как кричит».
Игра-инсценировка «Добрый вечер,
мамочка».
Дидактическая игра «Кто пришел?».
Дидактическое упражнение «Выше –
ниже, дальше – ближе».
Дидактические игры на
произношение звуков.
Дидактические упражнения на
произношение звуков «Ф».
Рассматривание сюжетных картин
«Зимние забавы».
Дидактические упражнения на
произношение звуков.
Игра «Кто позвал».
Упражнения на совершенствование

19

Март

Апрель

Май

4

Стр.131

1

Стр.132

2

Стр.133

3

Стр.134

4

Стр.135

1
2

Стр.136
Стр.137

3

Стр.138

4

Стр.139

1

Стр.140

2
3
4

Стр.141
Стр.142
Стр.143

1
2
3

Стр.144
Стр.145
Стр.146

звуковой культуры речи.
Дидактическая игра «Комната для
куклы».
Составление рассказа на тему «Чем
мы деточек кормили».
Чтение потешки «Наша Маша
маленька…».
Рассматривание иллюстраций к
сказке «Теремок».
Рассматривание сюжетной картины
«Профессии».
Игра «Строим кукле комнату».
Рассматривание сюжетных картин
«Дети гуляют на улице».
Рассматривание сюжетных картин
«На детской площадки».
Чтение стихотворения А.Барто «Кто
как кричит».
Дидактические игры на
произношение звуков.
Мамины помощники.
Рыбки в аквариуме.
Рассматривание сюжетной картины
«На дороге».
Мебель в доме.
Цветы на поляне.
Цветы на поляне.

4

Стр.147

К нам лето пришло.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)
Автор: Л.С. Русанова
Программа раннего развития детей «Маленькие ладошки»
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Неделя
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1

№ занятия страница
Адаптация
Адаптация
Диагностика
Диагностика
Стр.117
Стр.118
Стр.119
Стр.120
Стр.121
Стр.122
Стр.123
Стр.124

Огурчик.
Вкусный помидор.
Яблоко.
Угощайся, мишка!
Заборчик для козлят.
Ежик.
Зернышки для утят.
Пирожки для бабушки.

Стр.125

Снеговик.
20

Тема занятия

2
3
4

Стр.126
Стр.127
Стр.128

Комки из снега.
Снеговики играю в снежки.
Шары на елку.

Январь

2
3
4

Стр.129
Стр.130
Стр.131

Лесенка.
Тарелочка.
Столик для матрешки.

Февраль

1
2
3
4

Стр.132
Стр.133
Стр.134
Стр.135

Бублики – баранки.
Пуговицы для кофты.
Сапожок для куклы.
Блюдце.

Март

1
2
3
4

Стр.136
Стр.137
Стр.138
Стр.139

Кудряшки у девочки.
Пуговицы для платья.
«Мой веселый звонкий мяч».
Следы на дорожке.

Апрель

1
2
3
4

Стр.140
Стр.141
Стр.142
Стр.143

Лужи на дорожке.
Штаны в горошек.
Рыбки
Колесо для машины.

Май

1
2
3

Стр.144
Стр.145
Стр.146

Окошки в доме.
Одуванчики.
Жук.

4

Стр.147

Божья коровка.

ОО «Познавательное развитие» (Познавательное развитие)
Автор: Л.С. Русанова
Программа раннего развития детей «Маленькие ладошки»
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Неделя
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

№ занятия страница
Адаптация
Адаптация
Диагностика
Диагностика
Стр.117
Стр.118
Стр.119
Стр.120
Стр.121
Стр.122
Стр.123
Стр.124

21

Тема занятия

Овощи.
Кто трудиться на огороде.
Фрукты.
Фрукты для мишки.
Лошадь с жеребенком.
Знакомство с волком.
Курица с цыпленком.
Дружная семья.

Декабрь

1
2
3
4

Стр.125
Стр.126
Стр.127
Стр.128

Зима.
Животные и птицы зимой.
Зимние забавы.
Скоро новогодний праздник.

Январь

2
3
4

Стр.129
Стр.130
Стр.131

Мой дом.
Чайная посуда.
Мебель дома.

Февраль

1
2
3
4

Стр.132
Стр.133
Стр.134
Стр.135

Продукты питания.
Оденем куклу на прогулку.
В обувном магазине.
Кто нам помогает.

Март

1
2
3
4

Стр.136
Стр.137
Стр.138
Стр.139

Кто пришел к нам в гости.
Оденем куклу на прогулку весной.
Любимые игрушки.
На ферме.

Апрель

1
2
3
4

Стр.140
Стр.141
Стр.142
Стр.143

Весна пришла.
Одежда.
Рыбки.
Улица.

Май

1
2
3

Стр.144
Стр.145
Стр.146

Мой дом.
Цветы.
Насекомые.

4

Стр.147

Скоро лето.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование)
Автор: Л.С. Русанова
Программа раннего развития детей «Маленькие ладошки»
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Неделя
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

№ занятия страница
Адаптация
Адаптация
Диагностика
Диагностика
Стр.117
Стр.118
Стр.119
Стр.120
Стр.121
Стр.122
Стр.123
Стр.124

22

Тема занятия

Морковка.
Раскрасим репку.
Яблоко.
Тарелка для фруктов.
Лошадка.
Штанишки для мишки.
Цыпленок на травке.
Волшебные картинки.

Декабрь

1
2
3
4

Стр.125
Стр.126
Стр.127
Стр.128

Снежок.
Белый медведь.
Снеговик.
Елочные шары.

Январь

2
3
4

Стр.129
Стр.130
Стр.131

Окошки в доме.
Красивая чашка.
Скатерть на столе.

Февраль

1
2
3
4

Стр.132
Стр.133
Стр.134
Стр.135

Баранка.
Шарф.
Снежок.
Украсим платье узором.

Март

1
2
3
4

Стр.136
Стр.137
Стр.138
Стр.139

Расчёска для волос.
Шуба.
Мяч.
Барашек.

Апрель

1
2
3
4

Стр.140
Стр.141
Стр.142
Стр.143

Туча.
Шапка.
Цветные рыбки.
Машина.

Май

1
2
3

Стр.144
Стр.145
Стр.146

Дым из трубы.
Цветы – ромашки.
Целеная травка. Солнышко.

4

Стр.147

Кузнечик на траве.

1.6.Комплексно – тематический план работы по ознакомлению
дошкольников
2-3 лет с профессиями ближайшего окружения.
Месяц
Сентябрь

Неделя
3-4 неделя

Октябрь

1-2 неделя

Ноябрь

1-3 неделя

Раздел
Диагностика
Диагностика
Ознакомление с
профессией «Младший
воспитатель».
Ознакомление с
профессией «Повар».

23

Тема
Занятие «Путешествие по
детскому саду».
Занятие «Труд помощника
воспитателя».
Занятие «Профессия – повар».
Занятие «Готовим обед для
куклы Маши».
Занятие «Украсим кастрюлю
для повара».

Декабрь

1-3 неделя

Ознакомление с
профессией
«Водитель».

Январь

2-3 неделя

Ознакомление с
профессией «Врач».

Февраль

1-3 неделя

Март

1 неделя

Апрель
Май

1-2 неделя
1-2 неделя

Ознакомление с
профессией
«Строитель"
Ознакомление с
профессией
«Продавец».
Обобщающее занятие
Диагностика
Диагностика

3.7.

Занятие «Профессия –
водитель».
Занятие «Автомобили и
пешеходы» (с/р игра).
Занятие «Мойка машин».
Занятие «Поликлиника кота
Леопольда».
Занятие «Кукла заболела».
Занятие «Профессия –
строитель».
Занятие «Строим дом».
Занятие «Профессия продавец».
Занятие «Труд взрослых».
ВСЕГО: 18 ЧАСОВ

Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников

Одним из важных принципов, используемых при реализации Программы, является
совместное с родителями (законными представителями) воспитание и развитие
дошкольников, вовлечение семей воспитанников образовательный процесс дошкольного
учреждения.
Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников:
•
Познакомить родителей (законных представителей) с особенностями физического,
социально-личностного, познавательного, речевого и художественного развития детей, а
также с условиями успешной адаптации младшего дошкольника к образовательному
учреждению.
•
Помочь родителям (законным представителям) в освоении методики укрепления
здоровья ребенка в семье, формирования у него основ здорового образа жизни.
Способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурногигиенических навыков, правил безопасного поведения дома, на улице и в природе.
•
Помочь родителям (законным представителям) в обогащении сенсорного опыта
ребенка, развитии его любознательности, накоплении представлений о предметном,
природном и социальном мире.
•
Совместно с родителями (законными представителями) развивать заботу,
внимание, доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам,
эмоциональную отзывчивость к близким, культуру поведения и общения.
•
Показать родителям (законным представителям) возможности речевого развития
ребенка в семье, познавательных интересов и интеллектуальных способностей,
приобщения детей к разным видам искусства, к художественной литературе.
•
Способствовать развитию положительного отношения ребенка к себе, уверенности
в своих силах; предложить родителям (законным представителям) создать условия для
развития самостоятельности дошкольника дома.

24

•
Развивать у родителей (законных представителей) интерес к совместным играм и
занятиям с ребенком дома, включать их в игровое общение с ребенком, помочь им
создать домашнюю игровую среду для дошкольника. Познакомить родителей (законных
представителей) со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в
разных видах художественной и игровой деятельности.
•
Включать родителей (законных представителей) в совместную с педагогом
деятельность по развитию проявлений ребенка в трудовой деятельности (ручной труд,
труд в природе), развитию у него ответственности, стремления довести начатое дело до
конца.
•
Поддерживать интерес родителей (законных представителей) к развитию
собственного ребенка, умение оценить особенности его социального, познавательного
развития, видеть его индивидуальность.
•
Поддерживать стремление родителей (законных представителей) развивать интерес
детей к школе, желание занять позицию школьника, познакомить с особенностями
подготовки ребенка к школьному обучению, создать условия для развития
организованности, ответственности дошкольника.
Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
1.
Открытость МБДОУ для семьи.
2.
Сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей) в воспитании
детей, доверие и взаимоуважение.
3.
Дифференцированный подход к каждой семье.
4.
Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к
развитию ребенка в семье и образовательном учреждении.
Месяц
Сентябрь

Название мероприятия
1.Консультация
«Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду».
2.Беседа
«Адаптация ребенка в детском саду».
3.Консультация
«Первые дни ребенка в ДОУ».
4.Беседа
«Режим дня и последствия его нарушения».
5.Родительское собрание
«Здравствуй, детский сад!».

Октябрь
1.Консультация
«Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
2.Беседа
«Малыш боится темноты. Что делать?»
3.Консультация
«Здоровье – всему голова»
4.Беседа
«Одежда детей в группе»
Ноябрь

1.Консультация
«Капризы и упрямство»
2.Беседа
25

«О необходимости соблюдения режима дня, принятого в детском
саду»
3.Консультация
«Какие игрушки необходимы детям?»
4.Беседа
«Что нужно знать родителям о прививках»
Декабрь

1.Консультация
«Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания»
2.Беседа
«Формирование навыков кормления и одевания»
3.Консультация
«Учить цвета просто и весело»
4.Беседа
«Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»
5.Родительское собрание
«Знакомим детей с профессиями взрослых посредством сюжетноролевых игр»

Январь

1.Консультация
«Зимняя прогулка с малышом»
2.Беседа
«Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
3.Консультация
«Играем со снегом и познаём его свойства»
4.Беседа
«Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?»

Февраль

1.Консультация
«Как помочь ребенку заговорить?»
2.Беседа
«Профилактика гриппа и ОРВИ»
3.Консультация
«Гимнастика для малышей»
4.Беседа
«Что значит быть хорошим отцом?»
5.Родительское собрание
«Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с
художественной литературой»

Март

1.Консультация
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
2.Беседа
«Если ребенок дерется»
3.Консультация
«Юные художники»
4.Беседа
«Выбираем правильную обувь для малыша»

Апрель

1.Консультация
26

«Как нельзя поступать с ребенком?»
2.Беседа
«Трудовое воспитание ребенка в семье»
3.Консультация
«Какие игрушки покупать ребёнку 2-3 лет?»
4.Беседа
«Бережём здоровье детей вместе!»
Май

1.Консультация
«Игры с детьми на отдыхе в летний период»
2.Беседа
«Если ребенок часто устраивает истерики»
3.Консультация
«Питание ребенка летом»
4.Беседа
«Читаем всей семьей»
5.Родительское собрание
«Вот и стали мы на год взрослее».

3.8. Рабочая программа воспитания
См. стр.100 ООП ДО МБДОУ № 45 г. Калуги.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Психолого – педагогические условия реализации ООП
Успешная реализация программы в дошкольном учреждении должна быть обеспечена
психолого-педагогическими условиями прописанными в ООП ДО МБДОУ № 45 г. Калуги
стр. 136.

4.2.

Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды

Понятие «среда» подразумевает окружающую человека обстановку природного,
социально-бытового и культурно-эстетического характера. Образовательная среда – это
специально спроектированные условия, необходимые для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства. Под предметно-пространственной развивающей средой
понимают определенное пространство, приспособленное для удовлетворения
потребностей ребенка в познании, общении, труде, творчестве, физическом и духовном
развитии. Таким образом, среда выступает как основа для разнообразной, разносторонне
развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда включает организованное
пространство (территория МБДОУ, групповые комнаты, специализированные,
27

технологические, административные и иные помещения), материалы, оборудование,
электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и
укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации
самостоятельной творческой деятельности детей. Развивающая предметно –
пространственная среда создает возможности для учета особенностей, возможностей и
интересов детей, коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и
совместной деятельности детей и педагогов, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды см. в ООП
ДО МБДОУ № 45 г. Калуги стр. 138.
4.3. Материально-техническое обеспеченность Программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Образовательная
область

Социальнокоммуникативное
развитие

Познавательное
развитие
Речевое развитие

Физическое
развитие

Программно-методическое обеспечение
Федеральная
образовательная
программа
дошкольного
образования;
- «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных
образовательных организаций и комплектаций учебно –
методических материалов в целях реализации образовательных
программ дошкольного образования»;
- Методические рекомендации для формирования УМК ООП ДОО,
МБУ «Центр психолого – педагогической, медицинской и
социальной помощи «Стратегия» г. Калуги
-Рабочая программа по ранней профориентации «Труд взрослых» для
детей от 2 до 3 лет;
- Программа раннего развития детей "Маленькие ладошки" Русанова
Лилия Сергеевна; Издательство · Просвещение-Союз, 2023 г. ; Серия
· Маленькие ладошки ; Жанр · Дошкольная педагогика ; ISBN · 9785-09-107492-5. Рекомендации Скоролуповой О.А ( вебинар от
30.05.2023).
· Маленькие ладошки ; Жанр · Дошкольная педагогика ; ISBN · 9785-09-107492-5. Рекомендации Скоролуповой О.А ( вебинар от
30.05.2023).
- Программа раннего развития детей "Маленькие ладошки" Русанова
Лилия Сергеевна ; Издательство · Просвещение-Союз, 2023 г. ;
Серия · Маленькие ладошки ; Жанр · Дошкольная педагогика ; ISBN
· 978-5-09-107492-5. Рекомендации Скоролуповой О.А ( вебинар от
30.05.2023).
- Синкевич, Т.В. Большева «Физкультура для малышей», Детство–
пресс,2003г (представлена картотека подвижных игр, 9 сюжетных
занятий по сказкам, 4 комплекса утренней гимнастики)
- С.Я. Лайзане «Физическая культура для малышей», Просвещение,
28

Художественноэстетическое
развитие

4.4.

1987 г
- Малыши – физкульт – УРА!/ Н.М. Репицына, Калуга, ИПКРО, 2009
- Э.Й. Адашкявичене Спортивные игры и упражнения в детском
саду. Просвещение, 1992 (представлена техника, методические
рекомендации по обучению спортивным упражнениям: катание на
санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание
на коньках, катание на велосипеде, катание на самокате, катание на
роликовых коньках, элементы хоккея, элементы футбола, баскетбола,
бадминтона, настольного тенниса, городков);
- И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. Авторская программа
«Ладушки», С-П.: изд-во «Композитор», 2020
- Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6
лет Автор: Щеткин Анатолий
- Программа раннего развития детей "Маленькие ладошки" Русанова
Лилия Сергеевна ; Издательство · Просвещение-Союз, 2023 г. ; Серия
· Маленькие ладошки ; Жанр · Дошкольная педагогика ; ISBN · 9785-09-107492-5. Рекомендации Скоролуповой О.А ( вебинар от
30.05.2023).

Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных,
анимационных произведений для реализации программы.

Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных
произведений для реализации Программы см. ООП ДО стр. 146.
4.5. Кадровые условия реализации Программы
Образовательный процесс в первой младшей группе № 1 обеспечивается следующим
педагогическим составом:
Фамилия, имя, отчество
Должность
педагога
Дудко Евгения Юрьевна
воспитатель
Королева Светлана Николаевна воспитатель
Панфилова Нина Борисовна
младший воспитатель
Ветлугина Ольга Никитична
музыкальный руководитель
Ващенкова Татьяна Ивановна
педагог - психолог

3.6. Режим и распорядок дня
Холодный период года
1 младшая группа
2 – 3 года
6.30 – 8.10
8.00 – 8.10

Режимные моменты
Утренний прием, игры, общение
Утренняя гимнастика
29

Подготовка к завтраку, завтрак
Самостоятельные игры
Занятие
второй завтрак
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры
Подготовка к обеду, обед
Подготовка к дневному сну, сон
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

8.10 – 8.40
8.40 – 9.00
9.40 – 11.10
11.10 – 11.30
11.30 – 12.00
12.00 – 15.00
15.00 – 15.20

Полдник уплотненный

15.20 – 15.40

9.00 – 9.40

Игры, досуги, общение, самостоятельная деятельность
по интересам
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с
прогулки, игры, уход домой

15.50 – 16.30
16.30 – 18.30

Примерный режим дня
Теплый период года
1 младшая группа

Режимные моменты

2 – 3 года

Утренний прием, игры, общение, утренняя гимнастика

6.30 – 8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10 – 8.40

Самостоятельные игры, подготовка к прогулке, выход
на прогулку

8.40 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность на
участке

9.00 – 9.10

Возвращение с прогулки, игры

11.35 – 12.00

Подготовка к обеду, гигиенические процедуры, обед

12.00 – 12.30

Подготовка к дневному сну, сон

12.30 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.30

Полдник уплотненный

15.30 – 16.00

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой

16.00 – 18.30

Щадящий режим дня для ослабленных детей и детей после болезни
Режимные моменты

Рекомендации

Прием, осмотр, игры,
ежедневная утренняя

Ограничить двигательную деятельность за счет индивидуальных
бесед, спокойных игр. Во время утренней гимнастики исключить
30

гимнастика

бег, прыжки (заменить ходьбой)

Подготовка к завтраку,
завтрак

Мытье рук теплой водой. Полоскание рта теплой водой.

Организованная
образовательная
деятельность (по
подгруппам)

Уменьшить интеллектуальную нагрузку. Во время занятий
физической культурой исключить бег, прыжки, уменьшить
физическую нагрузку на 50%.

Подготовка к прогулке

Одевать последним, раздевать первым.

Прогулка

Уменьшить двигательную активность за счет спокойных игр,
индивидуальных занятий.

Гигиенические
процедуры после
прогулки

Умывание и мытье рук под наблюдением теплой водой.

Обед

Усадить за стол первым. Полоскание рта теплой водой

Дневной сон

Укладывать первым, поднимать последним.

Закаливающие
мероприятия после сна

Исключить на 2 недели

Бодрящая гимнастика

Исключить на 1 неделю

Полдник

Мытье рук теплой водой

Самостоятельная
деятельность

Ограничить двигательную активность за счет игр малой
подвижности, развивающих, театрализованных, сюжетноролевых, дидактических игр

Организованная
образовательная
деятельность (по
подгруппам)

Уменьшить интеллектуальную нагрузку. Во время занятий
физической культурой исключить бег, прыжки, уменьшить
физическую нагрузку на 50%.

Подготовка к прогулке

Одевать последним, раздевать первым.

Прогулка

Уменьшить двигательную активность за счет спокойных игр,
индивидуальных занятий.

Игры, самостоятельная
Ограничить двигательную деятельность за счет индивидуальных
деятельность детей,
бесед, спокойных игр. +
индивидуальная работа
Уход домой

Положительная оценка деятельности.

Двигательный режим осуществляется с учётом состояния здоровья, возрастных
особенностей детей и времени года и включает в себя разные виды занятий и
самостоятельную деятельность детей.
31

Двигательный режим

Виды занятий

Младшие группы

Подвижные игры во время
приёма детей

Ежедневно
3–5 мин.
Ежедневно
3–5 мин.
2–3 мин.

Утренняя гимнастика
Физкультминутки
Музыкально-ритмические
движения

НОДпо
музыкальному развитию
6 – 8 мин.

Занятия по физическому
развитию (в том числе 1 на
свежем воздухе)

3 раза в неделю
10–15 мин.

Подвижные игры:
сюжетные;
бессюжетные;
игры-забавы;
соревнования;
эстафеты

Ежедневно
не менее двух игр по 5–7 мин.

Оздоровительные
мероприятия:
гимнастика пробуждения;
дыхательная гимнастика

Ежедневно
5 мин.

Физические упражнения
игровые задания:
артикуляционная
гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
зрительная
гимнастика.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору
3–5 мин.

1 раз в месяц
по10–15 мин.
2 раза в год
по 10–15 мин.

Физкультурный досуг
Спортивный праздник
Самостоятельная
двигательная деятельность
детей в течение дня

Ежедневно. Проводится под руководством воспитателя.
Характер и продолжительность зависят от
индивидуальных данных и потребностей детей.

32

4.7. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы разработан с учетом возрастных,
физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся, с учетом
основных государственных и народных праздников, памятных дат, представленных в
ООП ДО стр. 159.
Срок проведения/
знаменательная дата

Сентябрь
(27.09. 2023 г. – День
воспитателя и всех
дошкольных работников)
Ноябрь
(4.11.2023 – День
народного единства)
Ноябрь
(30.11.2023 г. – День
государственного герба
Российской Федерации)
Декабрь
(9.12.2023 г. – День героев
Отечества)
Декабрь
(12.12.2023 г. – День
Конституции Российской
Федерации)
Январь
(27.01.2024 г. – День
снятия блокады
Ленинграда»)

Февраль
(23.02.2024 – День
защитника Отечества)
Март
(18.03.2024 г. – День
воссоединения Крыма с
Россией)
Апрель
(12. 04.2024 г. – День
космонавтики)
Май
(9.05.2024 г. – День
Победы»

Мероприятия/форма работы
Первая младшая группа
(2 – 3 года)
Патриотическое направление воспитания (Родина, природа)
Сюжетно – ролевая игра
«Детский сад»
Коллективное
рисование
(ладошки)
«В дружбе наша сила»

Вечер подвижных игр «Самолеты», «Учимся маршировать как
солдаты», «Солдаты построились»
Аппликация «Наш флаг»

Заучивание стихотворения
А. Барто «Самолет»

Спортивный досуг «Бравые солдаты»

Игра – путешествие «Космос»
Рисование «Салют Победе!»

33

Июнь
(12.06.2024 г. – День
России)

Разучивание пальчиковой игры «Дом»

Август
(22.08.2024 г. – День
Государственного флага
российской Федерации)

Беседа «Белый, синий, красный»

Духовно – нравственное направление воспитания (жизнь, милосердие, добро)
Беседа «Что такое добро?»
Сентябрь
(4.09.2023 г. – 8.09.2023 г.)
Беседа
Октябрь
(1.10.2023 –
«Мои любимые бабушка и дедушка»
Международный день
пожилых людей)
Занятие «Любите и берегите животных!»
Октябрь
(4.10.2023 г. – День защиты
животных)
Декабрь
(3.12.2023 г. –
Международный день
инвалидов)
Акция «Покормите птиц зимой»
Январь
(8.01.2024 г. – 15. 01.2024
г.)
Рассматривание книг
Февраль
(5.02.2024 г. – 9.02.2024 г.)
Март
(11.03.2024 г. – 15.02.2024
г.)
Развлечение «Очень любим мамочку»
Март
(8.03.2024 г. –
Международный женский
день)
Беседа «В мире доброты»
Апрель
(15.04.2024 г. – 19.04.2024
г.)
Лепка «Пасхальные радости»
Май
(5.05.2024 г. – Пасха)
Развивающая игра «Правила движения соблюдаем – жизнь
Июнь
(3.06.2024 г. – 7.06.2024 г.) сохраняем!»
Рисование на асфальте «Салют»
Июнь
(22.06.2024 г. – День
памяти)
Развлечение «День вежливости)
Июнь
(29.06.2024 г – День
вежливости)
Чтение художественных произведений на тему «Семья»
Июль
(8.07.2024 г. – День семьи,
34

любви и верности)
Социальное направление воспитания (человек, семья, дружба, сотрудничество)
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Сентябрь
(18.09.2023 г. – 22.09.2023
г.)
Выставка поделок «Дары осени»
Октябрь
Ситуация общения «Мой папа самый лучший»
Октябрь
(17.10.2023 – День отца)
Развлечение «Мамочка моя – самая любимая»
Ноябрь
(последнее воскресенье –
26.11. 2023 г. – День
матери)
Игровая ситуация «Дружба начинается с улыбки»
Декабрь
(18.12.2023 г. – 22.12.2023
г.)
Развлечение «День спасибо»
Январь
(11.01.2024 г – Всемирный
день спасибо)
Лепка «Блины»
Февраль
(26.02.2024 г. – 29.02. 2024
г. Масленица)
Беседа «Берегите птиц!»
Апрель
(1.04.2024 г. –
Международный день
птиц)
Беседа «Спички детям не игрушка»
Апрель
(30.04.2024 г. – День
пожарной охраны)
Коллективная работа «Украсим землю цветами»
Май
(1.05.2024 г. - День весны
и труда)
Развлечение
Июнь
(1.06.2024 г –
«День защиты детей)
Международный день
защиты детей)
Беседа «Дошколята – друзья природы»
Июнь
(5.06.2024 г – Всемирный
день защиты окружающей
среды)
Беседа «Безопасное поведение на улице»
Июль
(3.07.2024 г. День ГИПДД)
Сюжетно – ролевая игра «Столовая»
Август
(16.08.2024 г. - День
профессий)
Трудовое воспитание (труд)
Беседа «Всему свое место»
Сентябрь
(25.09.2023 г. – 29.09.2023
г.)
Трудовое поручение «Убираем игрушки»
Октябрь
35

Ноябрь
(20.11. 2023 г. – 25.11.2023
г.)
Декабрь
(18.12.2023 г. – 22.12. 2023
г.)
Январь
Февраль
(26.02.2024 г. – 29.02. 2024
г.)
Март
(11.03.2024 г.– 15.03.2024
г.)
Апрель
(22.04.2024 г. – 26.04.2024
г.)
Май
(1.05.2024 г.)

Наблюдение за трудом младшего воспитателя
Сюжетно – ролевая игра «Больница»
Акция «Покормите птиц зимой»
Литературная гостиная «Стихи о профессиях»
Фотовыставка «Профессии моей семьи»
Сюжетно – ролевая игра «Водитель автобуса»
Развлечение «Мир. Труд. Май»

Представление коллекции одежды «Без шитья и иголки»
Июнь
(24.06.2024 г. – 28.06.2024
совместно с родителями
г.)
Фестиваль профессий «Кем быть»
Июль
(29.06.2024 г. – 31.06.2024
г.)
Создание альбома «Кем работаю наши мамы»
Август
Познавательное воспитание (познание)
Сентябрь
(1.09.2023 г. – День знаний)
Сентябрь
(8.09.2023 г. – День
грамотности)

Разучивание потешки «Сорока-ворона кашу варила»

Октябрь
(23.10.2023 г. – 28.10.2023
г.)
Февраль
(8.02.2024 г. – День
российской науки)
Апрель
(2.04.2024. г. –
Международный день
детской книги)
Май
(24.05.2024 г. – День
славянской письменности и

Игра – путешествие «Лесное путешествие»
Экспериментирование
«Вода меняет цвет»
Чтение художественных произведений

Рассматривание книг.
Беседа по иллюстрация знакомых произведений
36

культуры»
Разучивание пальчиковых игр
Июнь
(6.06.2024 г – День
русского языка)
Июнь
(6.06.2024 г – Пушкинский
день)
Проект «Эколята – дошколята"
Июль
(8.07.2024 г. – 12.07.2024
г.)
Рассматривание альбома «Мой родной город»
Август
(26.08.2024 г. – 30.08.2024
г.)
Этико – эстетическое направление воспитания (культура и красота)
Рассказ воспитателя «Как вести себя в детском саду»
Сентябрь
(1.09.2023 г. – 9.09.2023 г.)
Октябрь
(23.10.2023 г. – 28.10.2023
г.)
Ноябрь
(6.11.2023 г. – 29.11.2023
г.)
Досуг «Разноцветный мир»
Декабрь
(8.12.2023 г – День
художника)
Праздник «Новый год»
Декабрь
(18.12.2023 г. – 29.12. 2023
г.)
Развлечение «Веселые матрешки»
Январь
(3.01. 2024 – День
матрешки»
Февраль
Инсценировка сказки «Репка»
Март
(27.03.2024 г. – Всемирный
день театра)
Май
(18.05.2024 г.- День музея)
Развлечение «Пять минут с искусством. Дымковские игрушки»
Июнь
(23.06.2024 г. – День
народных художественных
промыслов)
Август
(27.08.2024 г. – День
российского кино)
Физическое воспитание (здоровье и жизнь)
Вечер подвижных игр
Сентябрь
(25.09.2023 г. – 29.09.2023
г.)
Спортивное развлечение «Зимние забавы»
Январь
(22.01.2024 г. – 30.01.2024
37

г.)
Февраль
(19.02.2024 г. – 29.02.2024
г.)
Апрель
(7.04.2024 г. – 12.04.2024
г.)
7.04 2024 г. Всемирный
день здоровья
Май
(13.05.2024 г. – 16.05.2024
г.)
Июнь
(23.06.2024 г. –
Международный
олимпийский день»
Август
(12.08.2024 г. День
физкультурника)

Развлечение «Путешествие в страну спорта»
Спортивное развлечение «Мой веселый, звонкий мяч»
Подвижные игры
Беседа «В гости к Мойдодыру»
Спортивное развлечение «В гости к Мишке косолапому»
Спортивное развлечение «Лесной стадион»

Образовательная ситуация «Путешествие по тропинкам
здоровья»

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».